Posted 16 марта 2011,, 21:00

Published 16 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:25

Updated 8 марта, 06:25

С «трубой» у «компа»

С «трубой» у «компа»

16 марта 2011, 21:00
По данным последнего опроса Аналитического центра Юрия Левады, с начала нового тысячелетия число пользователей мобильными телефонами, компьютерами, Интернетом выросло в России в разы. Как отмечают социологи, катализатором прогресса стала смена поколений, а основными пользователями – молодые москвичи.

Исследование интересно, в частности, тем, что в нем приведена на просто статистика, а динамика изменений с 2001 по 2011 годы. Так, доля россиян, имеющих мобильный телефон, за 10 лет возросла с 2 до 86%. Практически тотальной «мобилизации» достигли предприниматели (100%), служащие (99%), специалисты (97%). Как отметил «НИ» Денис Волков, социолог «Левада-Центра», количество «трубок» давно превысило число домашних телефонов, которыми имеют возможность пользоваться около 60% россиян. «Прежде всего сказывается доступность «мобильников» в финансовом плане. Эта услуга не представляет собой ничего нового, поэтому и старшее поколение легко привыкает к сотовым телефонам», – сообщил эксперт.

Персональным компьютером чаще раза в неделю сейчас пользуются 36% населения страны, тогда как в 2001 году таких было лишь 9%. Основная масса пользователей – учащиеся и студенты. При этом половина россиян (49%) вообще не имеют надобности в компьютере. Хотя и здесь заметен явный прогресс: в начале тысячелетия их было 84%. Не меньше впечатляет и динамика распространения Интернета. Сейчас частенько мировую Паутину посещают 31% населения (для сравнения: 10 лет назад было 2%). И здесь у нас самые активные – учащиеся и студенты, главным образом обитающие в больших городах. Москвичи – вне конкуренции. 53% вообще не ходят в Сеть, но это мелочи на фоне 95% в 2001 году.

Однако даже столь бурный рост специалистами оценивается весьма сдержанно. «Реальное количество активных интернет-пользователей у нас очень маленькое, – заметил Денис Волков. – Мы заметно отстаем от Европы – сказывается имущественное положение, а для россиян это весьма важный дифференцирующий фактор. Компьютер, ноутбук, подключение к глобальной Паутине –в провинции все это продолжает оставаться достаточно ощутимыми тратами». Если же говорить об активных пользователях Сети, которые «зависают» в ней более двух часов в день, то таких, по оценке эксперта, в масштабах всей страны 5–6%. Г-н Волков подчеркнул: прирост числа пользователей Интернета идет у нас за счет прихода нового поколения, а не благодаря каким-то большим успехам в его распространении. Кстати, молодежь, как отметил социолог, «влезает» в мировое виртуальное пространство в основном за общением и развлечением. Старшее же поколение, которое, по его словам, «привыкло жить по-другому, пользуется Интернетом преимущественно по работе».

С оценками социолога в целом согласен аналитик потребительского рынка Антон Сафонов. «Такая динамика связана с тем, что технологическое оборудование стало более доступным для населения. Но при этом из-за большой территории и малой развитости Интернета в стране многие просто не могут получить к нему доступ даже при сильном желании», – констатирует эксперт. Тем не менее, признает он, число потребителей растет, а значит, растут доходы продавцов популярных технологий. Но это отнюдь не российские компании. «У нас ведь даже нет авторитетного отечественного производителя подобной техники», – заключил г-н Сафонов.

"