Posted 16 марта 2010,, 21:00

Published 16 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:00

Updated 8 марта, 07:00

Как в черную дыру

Как в черную дыру

16 марта 2010, 21:00
В том, что тарифы на коммунальные услуги в этом году поднялись сверх всякой меры, виновата непоследовательность в проведении реформы ЖКХ местными властями, заявил вчера глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин. «Основные проблемы отмечены в тех муниципальных образованиях, где только с 2010 года были приняты решения,

По словам г-на Басаргина, шаги по пути реформы ЖКХ должны были проводиться последовательно, но в ряде муниципальных образований они были предприняты одновременно. В числе таких шагов министр назвал ликвидацию перекрестного субсидирования тарифных организаций коммунального комплекса, установление экономически обоснованных тарифов и надбавок, обеспечивающих реализацию инвестпрограмм, принятие дифференцированных нормативов потребления и прекращение дотаций организациям ЖКХ. «Эти факторы в совокупности по отдельным муниципальным образованиям дали рост платежей на 50% и более. А есть населенные пункты, где все эти шаги были предприняты одновременно, что вызвало двукратный рост платежей», – сказал глава Минрегионразвития. Он также посетовал на то, что «никто не просчитал общего воздействия принимаемых шагов – ни региональные органы регулирования, ни главы муниципальных образований». Так что, по мнению чиновника, угроза серьезного повышения тарифов сохранится и в дальнейшем.

Председатель Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов согласен с тем, что регионы и муниципалитеты несут свою долю ответственности. «Создается впечатление, что там не отслеживается динамика роста тарифов, не составляются бюджеты. Все это говорит о том, что в регионах нет хозяев, которые могли бы этим заниматься, – рассказал «НИ» эксперт. – Но дело в том, что нет и политики в сфере ЖКХ как таковой. Все работают «по поручению». Пока Владимир Путин или Дмитрий Медведев не дадут указания, никто ничего не делает».

По словам специалиста, одна из главных причин роста тарифов – желание тех, кто на этом делает деньги, привлечь сейчас как можно больше средств, поскольку время безнаказанных заработков на населении может скоро подойти к концу. «Есть и объективные причины, связанные, например, с инфляцией, – признает г-н Кузнецов, – но их доля от общего тарифного роста составляет не более 20–30%».

«Некоторые регионы, например Саратовская область, действительно долго держали платежи, не выходили на полную оплату, а потом подняли ее разом, – заметила «НИ» председатель подкомитета ГД по реформированию ЖКХ Галина Хованская. – Но это не единственная причина. По Москве, например, постоянно поднимали тарифы, но сейчас повысили их еще на 28%».

В самом деле, когда реформа только начиналась (а было это в середине 90-х годов прошлого века, а не пять лет назад, как, возможно, считает г-н Басаргин), одним из ее шагов был объявлен переход на рыночные отношения в сфере ЖКХ и 100-процентную оплату населением стоимости жилищно-коммунальных услуг. Так что предстоящего повышения тарифов никто, собственно, и не скрывал. Надо признать, что в большинстве регионов страны эта задача уже выполнена с успехом. Но это ведь была не цель, а средство достижения рыночной конкуренции, модернизации всего комплекса ЖКХ. Граждан убеждали: придется платить больше, но будете знать, за что, и видеть, как качество услуг становится лучше. Но в решении этих самых главных вопросов реформа фактически стоит на месте.

Виктор Басаргин, в частности, сообщил вчера, что причиной большого числа коммунальных аварий в этом отопительном сезоне стал недостаток инвестиций в сферу ЖКХ и, как следствие, ветхость сетей. По словам министра, в 2009 году доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7%, а по водопроводным сетям – до 43,9%. При этом чиновник признал: потери, возникающие из-за износа сетей (по воде они составляют до 20%, по электроэнергии – до 15%, по тепловой энергии – до 40%), по-прежнему оплачивает потребитель. Если смысл реформы был в этом, то она, несомненно, удалась.

Одна из главных причин такого бедственного положения, по мнению г-жи Хованской, полная непрозрачность коммунальных тарифов. «Если мы добьемся исполнения постановления правительства от 30 декабря 2009 года, где оно обязывает раскрывать, из чего состоит тариф, мы сможем оценить инвестиционную составляющую этих тарифов и понять, сколько денег идет на модернизацию, – пояснила депутат. – Сейчас износ сетей остается каким и был, никаких вложений не происходит. А зарплаты там хорошие, есть непрофильные активы – содержат футбольные команды, профилактории. Непрозрачность позволяет переводить доходы во всякие бонусы, а не инвестировать в развитие хозяйства». «Проблема реформы в том, что ее делают сами чиновники, а им новизна не нужна, – считает Владимир Кузнецов. – О потребителях же вообще никто не думает без окрика сверху. Во многих городах как было полтора человека, которые приходили в дом, убирали или что-то ремонтировали, так все и осталось».

Подсчитать, сколько денег было вложено в жилищно-коммунальное хозяйство за годы реформы, практически невозможно. Но можно оценить те объемы средств, которые поглощает эта сфера сейчас. Например, Фонд содействия реформированию ЖКХ, созданный в конце 2007 года на деньги от продажи активов ЮКОСа, с начала 2008 года профинансировал заявки из регионов на общую сумму 141,3 млрд. руб. Деньги получили практически все, кто просил, лишь две заявки были отклонены. В сентябре прошлого года правительство РФ договорилось с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), что он предоставит кредит в 200 млн. долларов сроком на 15 лет для финансирования проекта реформирования ЖКХ. В этом месяце Минрегионразвития должно представить «Комплексную программу модернизации и реформирования ЖКХ на 2010–2020 годы». Виктор Басаргин уже сообщил, что на реформу отрасли в ближайшие пять лет планируется истратить 4 трлн. руб., из них 400 млрд. будут выделены из средств федерального бюджета. Может, хотя бы эта программа что-то изменит? «Бюджетная часть очень мала, значит, нужны частные инвесторы, а где они их найдут, я не знаю, – сомневается Галина Хованская. – Это просто декларация, но неизвестно, как она будет реализована на практике. В итоге может получиться, что платить за все опять придется нам, а государство возьмет на себя лишь одну десятую расходов».

ОТ КОММУНАЛЬЩИКОВ ПОСТРАДАЛ ДАЖЕ ПРЕМЬЕР

Квартира премьер-министра Владимира Путина на Васильевском острове в Санкт-Петербурге пострадала из-за протечки крыши, сообщил вчера пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков. «Квартиру залило из-за прохудившейся крыши в доме. Повреждения серьезные, затопило всю квартиру», – рассказал он, не уточнив при этом, каков объем ущерба, причиненного имуществу, и когда в квартире начнется ремонт. В этой квартире Владимир Путин жил последние три года перед отъездом в Москву в конце 1990-х годов. В 2007 году петербургские парламентарии отправляли депутатский запрос губернатору города Валентине Матвиенко по поводу состояния дома, в котором находится эта жилплощадь. Тогда замдиректора ГУ «Жилищное агентство Василеостровского района» Денис Хозяинов заявил, что коммунальщики не разделяют опасений депутатов, поскольку, по их мнению, дом находится в нормальном состоянии.
По материалам РИА Новости

"