Posted 16 марта 2004,, 21:00

Published 16 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Слились лед и пламя

Слились лед и пламя

16 марта 2004, 21:00
Вчера открылся пятый Всероссийский форум по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. На нем представители власти в лице Госстроя и бизнесмены пытались ответить на вопрос, по какому пути должно идти развитие ЖКХ. В итоге решили, что реформа ЖКХ должна пойти рыночным путем, но интересы населения при этом не пострадать.

В новом правительстве за ЖКХ будет отвечать Министерство промышленности и энергетики, которое возглавил бывший вице-премьер Виктор Христенко. Именно в это министерство в качестве агентства по строительству вольют нынешний Госстрой. А его глава Николай Кошман, как предполагается, станет одним из заместителей Христенко. Напомним, что раньше ЖКХ курировал бывший вице-премьер Владимир Яковлев, которого президент «откомандировал» на должность полпреда в Южном федеральном округе.

Впрочем, все эти кадровые изменения особо не влияют на степень внимания высоких чинов к такой острой проблеме, как ЖКХ. Во всяком случае, на открытии форума новый главный «коммунальщик» страны Виктор Христенко не появился. Так что главе Госстроя Николаю Кошману пришлось рассказывать о состоянии отрасли в отсутствие начальства. И это, похоже, его не смутило. Возможно, потому, что он уверен в своем будущем, чего нельзя сказать об остальных работниках Госстроя. Ведь глава правительства Михаил Фрадков на днях пообещал сократить количество чиновников на 30%.

В своем выступлении Николай Кошман обратил внимание присутствовавших на то, что качество услуг, предоставляемых организациями ЖКХ населению, изрядно «хромает», а плата растет непропорционально качеству. Кроме того, не ликвидируется хроническая задолженность перед отраслью, в чем виноваты бюджетные организации. Только за прошлый год они недоплатили предприятиям ЖКХ 22 млрд. руб. А еще есть граждане-льготники, за которых никто недоплачивает. В итоге предприятия ЖКХ не могут ни заплатить налоги (их задолженность перед налоговой службой составила почти 89 млрд. руб.), ни рассчитаться со своими работниками по зарплатам. Если этот порочный круг не сломать, резюмировал г-н Кошман, положение с услугами населению не улучшится.

Выступивший вслед за главой Госстроя его первый заместитель Сергей Круглик был более откровенен. «В прошлом году произошло чудо!», – торжественно объявил он, имея в виду то, что на объектах ЖКХ в 2003 году обошлось без крупных аварий. Но тут же он сознался, что «чудо» произошло благодаря теплой зиме, а не усилиям работников ЖКХ. А главная проблема коммунальщиков по-прежнему остается нерешенной – оборудование изношено до предела и пока не модернизируется. Например, в Сибири, по словам Круглика, до сих пор отапливают котельными, вывезенными из Германии в 1945 году.

После этого участники форума стали ломать голову над тем, где выход из сложившейся ситуации и по какому пути будет развиваться эта отрасль в ближайшие годы. Оказалось, что позиции государства и бизнеса в этой сфере во многом схожи. И те, и другие предложили с «социализмом» в ЖКХ покончить и перейти к нормальным рыночным отношениям. Но при этом реформы должны быть сбалансированными, а интересы населения не пострадать.

Как ни странно, с последними оговорками властей представители бизнес-структур согласились. Вполне возможно, что они учли замечания президента России Владимира Путина, который в последнее время много говорит о социальной ответственности бизнеса. Правда, эти оговорки они приняли с некоторыми замечаниями. Так, Сергей Яшечкин, председатель правления «Российских коммунальных систем», подчеркнул, что для прихода крупных инвестиций в эту сферу необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, местные власти не должны вмешиваться в работу независимых компаний, оказывающих населению услуги в сфере ЖКХ. Во-вторых, государство должно помочь с инвестициями, потому что на модернизацию устаревших котельных и труб требуются очень серьезные вложения, которые окупаются не скоро.

В свою очередь Сергей Сиваев, директор направления городского хозяйства фонда «Институт экономики города», просветил собравшихся на предмет существующих в мире моделях управления сферой ЖКХ. В первой из них всей инфраструктурой ЖКХ (трубы, канализация, водопровод) владеют частные компании, среди акционеров которых числятся и частный бизнес, и местные власти. Во второй модели инфраструктура полностью отдана на откуп в частные руки, но таких примеров в мире всего два (Чили и Англия). И, наконец, третья модель предполагает сдачу в аренду частной фирме всего «хозяйства» ЖКХ, но при этом трубы и котельные остаются в собственности у местных властей. Кстати, именно такая модель, по словам г-на Сиваева, активно опробуется в России и пока не вызывает у местных властей раздражения. Так что, видимо, именно эта модель, по его словам, больше всего подходит для российских условий. Против предложения г-на Сиваева никто не возражал. Правда, это не означает, что поддержанная всеми идея реализуется, во всяком случае, быстро и везде.

"