Posted 16 февраля 2015,, 21:00

Published 16 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:54

Updated 8 марта, 03:54

Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин

Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин

16 февраля 2015, 21:00
Из-за роста цен 55% россиян стали экономить на продуктах питания. 26% отказались от покупки новой одежды и обуви. 39% признались, что им не хватает денег до следующей зарплаты. Таковы итоги свежего социологического опроса фонда «Общественное мнение». Как пережить кризис, не потеряв последние сбережения, на чем можно сэ

– За последние годы люди привыкли покупать одни и те же товары по одним и тем же ценам. Как им быть сегодня, когда доходы рухнули, а цены взлетели?

– Этот кризис – надолго. Потребительские предпочтения придется кардинально перестроить. Настоятельно советую пересмотреть подход к семейному бюджету. Это базовая вещь – систематически учитывать, откуда вы получаете деньги, на что их тратите. Нужно понять, на чем стоит сэкономить, а на чем нет. Собирайте в течение месяца все чеки, квитанции. Имея на руках всю эту базу по расходной части, вы сможете составить некий реестр, разнести расходы по группам. Например, «ЖКХ», «транспорт», «образование», «лекарства», «подарки», «покупка продуктов» и так далее. Вы увидите, во сколько вашей семье обошлась в месяц та или иная категория затрат. Поймете, что здесь необходимо пересмотреть.

– Если в результате удалось высвободить некоторую «лишнюю» сумму, как поступить с ней дальше?

– Эти деньги нужны на «черный день», на случай потери работы. Обычно поиск новой занимает не один месяц. Объем таких «страховых» сбережений, к которому необходимо стремиться, должен быть равен вашему полугодовому бюджету. Если, скажем, месячный бюджет вашей семьи – 60 тысяч рублей, то у вас в заначке должны находиться где-то 360 тысяч. Это общая рекомендация для всех без исключения. Минимально допустимая подушка безопасности – на четыре месяца, то есть в нашем примере – 240 тысяч рублей.

– Что посоветуете тем, кто до кризиса успел набрать кредитов и сегодня не в состоянии их выплатить?

– От кризиса 2008–2009 годов нынешний отличается гораздо большей закредитованностью населения – в два раза. Причем основную нагрузку этого бремени несут бедные слои. Главное сейчас – ни в коем случае не влезать в новые кредиты, поскольку в условиях повышенной процентной ставки и взлетевшей инфляции никаких выгодных кредитов на рынке нет. Нужно как можно быстрее «закрыть» все долги перед банками. Если же ситуация совсем тяжелая, имейте ввиду, что с 1 июля 2015 года вступит в силу закон о банкротстве физических лиц, и граждане с долгами смогут объявлять себя банкротами. Бояться этого не стоит. Если вам нечем платить, лучше пройти эту процедуру: реструктурировать кредит или списать его полностью – не самый плохой вариант.

– Есть ли смысл обходить разные магазины в поисках более низких цен?

– Думаю, для работающих граждан это нереально. Однако стоит присмотреться к ценам в магазине, в котором вы традиционно совершаете покупки. Может, он и удобен для вас по расположению, но уже невыгоден в ценовом отношении. Тогда вам придется найти другую торговую точку и, к сожалению, больше времени тратить на дорогу.

– Если семейный бюджет не выдерживает, от покупки какого рода товаров следует отказаться в первую очередь?

– От социально опасных. Правительство, правда, делает все, чтобы потребление таких товаров росло: с 1 февраля впервые в истории новой России снижена цена на водку (с 220 рублей до 185 рублей. – «НИ»). Теперь бутылка водки – дешевле килограмма огурцов. Потребление крепкого алкоголя и сигарет должно быть исключено. Я уже не говорю о том, что, если вы «злоупотребляете», потом, скорее всего, вам придется заниматься лечением. А лекарства относятся к наиболее «взрывоопасным» ценовым группам.

– А как быть с продуктами, с их качеством и безопасностью? Нет ли предпосылок к тому, что рано или поздно производители начнут экономить на компонентах, на составе продуктов питания?

– Действительно, для компенсации издержек производители могут снижать требования к сырью. Обезопаситься от этого потребителю не удастся. Единственный выход мне видится в покупке более простых, промышленно не переработанных продуктов – овощей и фруктов, круп, молока, мяса, курицы, яиц. Йогурты заменяются тем же кефиром. Ко всему прочему, меньше вероятность фальсификата.

– Должно ли государство вести борьбу с производителями и продавцами, завышающими цены?

– Я в ценовое регулирование не верю. Власть должна заниматься своим делом и не лезть в нашу жизнь, в рыночную экономику. Чем быстрее вся эта пиар-кампания с ценовыми проверками закончится, тем лучше. Рубль обесценился в два раза – вы хотите, чтобы цены не росли? Думать надо о другом. О том, когда в России появятся наконец формы адресной поддержки граждан, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума. Вот в США более 50 лет действует программа «Food stamp». Почти 40 миллионов американцев из малоимущих семей ежемесячно получают на пластиковую расчетную карту 170 долларов. Люди могут купить любые продукты, кроме алкоголя и табака. Тем самым государство выполняет свою роль именно как государство.

"