Posted 16 февраля 2011,, 21:00

Published 16 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

Черные и цветные

16 февраля 2011, 21:00
Вчера представители Минэкономразвития (МЭР) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) выступили с предупреждением: резкое удорожание металлов станет серьезным испытание для российских производителей, потребителей и экономики в целом. По словам замглавы МЭР Андрея Клепача, увеличение издержек в производстве автомобилей

По оценке г-на Клепача, «только по черным металлам рост цен в этом году может достичь 30%, не говоря уже о цветных». Это вполне взвешенный прогноз, учитывая, что экспертное сообщество ранее прогнозировало, например, рост цен на сталь от 15 до 40%. По мнению замминистра, это увеличит издержки производителей автомобилей, сельхозтехники и стройматериалов, подтолкнет обрабатывающий сектор к росту цен и снизит конкурентоспособность продукции отечественного производства. «Например, по нашим подсчетам, продукция легковых автомобилей вырастет в цене более чем на 3%. Это достаточно серьезный негативный фактор», – отметил он.

Для отечественного автопрома, который уже несколько месяцев ведет своего рода «войну» с российскими металлургическими гигантами, это давно уже не новость. Напомним, еще в октябре прошлого года металлурги заявили, что с 1 января поднимут цены на свою продукцию на 20%. Потом 20% превратились в 30. После ряда скандалов и жалоб во властные структуры автомобилестроители все же заключили контракты по новым ценам. Компенсировать издержки, как всегда, придется потребителям, вопрос только в том, станут ли они платить больше за отечественную продукцию или предпочтут импорт.

Руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников считает: поскольку цены на металл растут во всем мире, отечественные производители пострадают лишь немного больше остальных. «Иностранные компании находятся под тем же прессом растущих издержек, и они тоже должны повышать цены, – пояснил он «НИ». – Другое дело, что у них немного больше резервов, поскольку в их продукции больше доля добавленной стоимости за счет интеллектуальной компоненты и меньше за счет металла».

«У нас более высокое потребление ресурсов, в том числе и металла, на единицу продукции, поэтому при прочих равных условиях эффект роста цен для наших производителей будет выше, – соглашается ведущий специалист отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрий Плеханов. – Например, это можно сказать об «АвтоВАЗе» в сравнении со сборочными производствами других компаний, которые работают в России. За счет более высоких технологий для них эффект с точки зрения конечной цены будет более низкий». Что касается экономики в целом, по словам эксперта, рост цен на металлы будет иметь для нее двоякий эффект. Ведь у нас значительная часть металлов идет на экспорт, и на росте мировых цен экономика может неплохо заработать. Однако это касается только металлургической отрасли, а вот остальным придется туго.

Г-н Сальников считает, что главная проблема роста цен на металлы даже не в удорожании обрабатывающих производств, а в том, что такое быстрое движение вверх может свидетельствовать о начале новой фазы перегрева сырьевых рынков. «2008 год хорошо показал, чем это может закончиться, – напоминает эксперт. – Чем больше разогреты рынки, тем больше может быть коррекция. А как только возникает коррекция, появляются негативные ожидания, и именно они, если ничего не делать, могут привести к новому кризису».

«Рост цен на металлургическую продукцию, который мы наблюдаем в настоящее время, обусловлен ростом мировых котировок сырья, котировок цветных металлов и тарифов субъектов естественных монополий. Совокупность указанных факторов может стать значимым инфляционным фактором», – заявил вчера начальник управления промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников. Дмитрий Плеханов считает, что проблема роста цен уже стала хронической для нашей страны. «За всю постсоветскую историю мы так ни разу и не смогли добиться более-менее нормальных показателей инфляции, хотя бы в районе 5%. При этом другие развивающиеся страны в тот или иной год добивались снижения инфляции до приемлемо низких значений, – заметил он. – В то же время инфляция – это не тот фактор, который затрудняет текущее посткризисное восстановление. Скорее он тормозит долгосрочное развитие экономики, ведь если в течение продолжительного времени цены растут высоким темпами, возникает вопрос, а стоит ли вкладываться в обновление производственных мощностей при таком быстром росте издержек?»

"