Posted 16 января 2007,, 21:00

Published 16 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:58

Updated 8 марта, 08:58

Плата за гарантию

Плата за гарантию

16 января 2007, 21:00
Сегодня Госдума рассмотрит в третьем, окончательном чтении поправки к закону об основах туристской деятельности в РФ. И хотя третье чтение является, по сути, техническим, противники документа надеются вернуть его на доработку. За принятие закона выступают Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) и думское большинст

Суть подготовленного Ростуризмом и принятого во втором чтении 18 декабря законопроекта в том, что взамен обязательного лицензирования туроператорской деятельности, которое отменено с 1 января, вводится механизм ее финансового обеспечения. На практике это означает, что турфирма должна иметь гарантии банка или страховой компании, по которым будет выплачиваться неустойка, если от клиентов поступят жалобы. Размер финансовых гарантий варьируется в зависимости от направления деятельности туроператора. Для тех, кто занимается выездным туризмом, это 10 млн. руб., для компаний, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме, – 500 тыс. Спикер Госдумы Борис Грызлов отметил вчера, что у законопроекта будет переходный период по вступлению в силу – 90 дней, поэтому его необходимо принять как можно быстрее, чтобы поправки начали действовать к началу туристического сезона.

Споры вокруг документа ведутся уже несколько месяцев. Туроператоры полагают, что гарантии для фирм завышены. Они будут не по силам не только мелким, но многим средним компаниям. Это приведет к переделу рынка, особенно в регионах, и итогом будет повышение цен на турпутевки. На это пресс-секретарь Ростуризма Денис Лазарев заявил вчера, что «цены на путевки не увеличатся, для этого нет никакой экономической подоплеки». Чиновник убежден, что разговоры о подорожании поездок «выгодны только тем, кто не хочет нести ответственности за свою деятельность и предпочитает в своей недобросовестности уповать на то, что обманутым туристам не удастся получить назад больше, чем стол и стул, заменяющие уставной капитал всякого ООО, коими в подавляющей массе являются туристические компании». Между тем среди противников закона, заметим, фигурируют и крупные игроки рынка с очень хорошей репутацией.

«Без этого закона путешествующим россиянам трудно предъявлять компании претензии, – рассказал «НИ» зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев. –Туроператоры не несут никакой ответственности, они могут бросить своих туристов, где угодно. А 10 млн. руб. – это хоть какая-то защита». Вместе с тем депутат согласился, что для многих компаний эта сумма неподъемная, некоторым придется уйти с рынка, и это приведет к потере рабочих мест. Цены же на путевки, по его мнению, все же вырастут, хотя, как надеется г-н Медведев, и незначительно – «10 млн. для международной туристической компании это немного, если раскидать их на всех клиентов в течение года».

Председатель Гильдии предприятий индустрии туризма Евгений Шведов также полагает, что международные туры подорожают не очень сильно. Куда больше эксперта возмущает введение фингарантий для въездного и внутреннего туризма. «Вместо того, чтобы его поддерживать, как это делается во всех развитых странах, наши власти его душат, – рассказал он «НИ». –Иностранные компании, которые посылают к нам туристов из-за рубежа, уже дают гарантии своим клиентам. Зачем вводить еще одни? У нас и так мало кто занимается этим видом туризма, потому что нет никакой инфраструктуры, нет гостиниц, к нам никто не едет. И если, например, какая-то крошечная компания делала экскурсии для школьников в соседнюю область, то теперь легально она это делать не сможет».

По данным специалиста, дисбаланс между выездным и въездным туризмом у нас составляет сегодня 20 млрд. долларов в год, «а будет еще больше».

КТО ПОМОЖЕТ ПУТЕШЕСТВЕННИКУ

На защите российских туристов стоит целый ряд законов, важнейший из которых – закон о защите прав потребителя. Опрошенные «НИ» юристы настоятельно рекомендуют не забывать главное правило: вас перевозит на отдых авиакомпания, расселяет и кормит гостиница, на экскурсиях сопровождают местные гиды, но за качество услуг во время всей поездки отвечает туристическое агентство, у которого вы купили путевку. Так что все претензии – ему.
Названия городов, категория гостиниц, маршрут, программа пребывания непременно должны быть указаны в договоре. Туристский ваучер, в котором есть эта информация, регулирует взаимоотношения и расчеты между туроператором и принимающей стороной и как доказательство в споре зачастую не принимается.
Не удовлетворенный путешествием турист может предъявить претензии (в письменном виде) турфирме в течение 20 дней после возвращения из поездки. Если фирма отказала в удовлетворении жалобы или никак не отреагировала в течение 10 дней, можно подавать иск в суд. На это потребителю дается три года. Если претензия фирме не была предъявлена сразу, судебного разбирательства не будет.
В зависимости от вида претензий турист может требовать:
– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
– соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
– повторного выполнения работы;
– расторжения договора и возмещения убытков;
– возмещения понесенных расходов по устранению недостатка услуги своими силами;
– компенсации морального вреда.

"