Posted 15 декабря 2014,, 21:00

Published 15 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Час расплаты

15 декабря 2014, 21:00
В воскресенье директор «Левада-Центра» Лев Гудков сообщил, что примерно 80% граждан России уже ощутили экономические последствия от санкций, введенных ЕС против РФ. Теперь лишь 6% россиян готовы нести материальные потери из-за вхождения Крыма в состав страны. А использование российской армии в Украине одобряют 30% росс

По данным главы «Левада-Центра», большинство россиян считают, что «потери должен нести только узкий круг руководителей страны», принимавших решение о присоединении Крыма к РФ. Такую черту он назвал «характерной для российской ментальности» и «способом адаптации к репрессивному государству». Согласно информации возглавляемой г-ном Гудковым структуры, экономические последствия от санкций ЕС ощутили 80% россиян, а 16% отметили, что вследствие роста цен им пришлось сокращать расходы. В первую очередь ситуация негативно отражается на городском населении, потому что оно сильнее зависит от импорта.

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий с некоторым сомнением относится к этим исследованиям «Левада-Центра». «Вопросы социологов порой дезориентируют опрашиваемых. Вот если бы людей спросили: «Хотите ли вы возвращения Крыма Украине?» – результат опроса был бы прямо противоположным, – заявил «НИ» эксперт. – Социологи нередко формируют общественное мнение, задавая вопросы, ответы на которые уже готовы. Но, стоит отметить, энтузиазм от вхождения Крыма, действительно, уменьшается. Однако появление полуострова в составе России имеет лишь отдаленное отношение к разразившемуся кризису. В мире произошло перепроизводство нефти – цены на нее упали. Это не заговор ЕС и США против нашей страны. Это естественная ситуация». Поскольку РФ является сырьевой державой, то кризис ударил по ней и ее населению очень больно, добавил Кагарлицкий. Кремль не имеет возможности улучшить экономическую ситуацию. Для этого придется сломать всю рыночно-бюрократическую систему, благополучно получавшую прибыль многие годы. «Наши правители очень боятся таких перемен. Поэтому не решатся на них», – заключил эксперт.

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов частично согласен с выводами Кагарлицкого, но убежден, что шанс на спасение у России остался. «Крым почти не имеет отношения к кризису, хотя санкции, конечно, усугубили ситуацию, – сказал специалист «НИ». – А вот то, что мы приближаемся к экономической катастрофе – совершенно верно. Наши правители надеются на повышение цен на нефть и на то, что санкции как-то сами собой «улягутся». Но такие надежды – иллюзия. Что необходимо сделать сейчас для предотвращения падения страны? В экстренном порядке создать Центр по промышленной политике. К тому же создание такого учреждения предусмотрено в законе о промышленной политике. Призвать в центр всех лучших профильных ученых. Проекты по созданию необходимых стране производств давно созданы разными научными учреждениями. Надо их осовременить, разработать дополнительные – и немедленно приступить к воплощению в жизнь».

Доктор экономических наук, депутат Госдумы из комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Четвериков убежден, что власти непременно отреагируют на результаты соцопросов. «Улучшать экономическую ситуацию они примутся путем переформатирования системы информации, путем «выправления» настроений населения. Да, у нас тяжело, будут сообщать государственные СМИ, но, на самом деле, не все так плохо. В самое ближайшее время рубль взлетит, цены на нефть тоже, и заживем лучше прежнего, – высказал свои предположения «НИ» парламентарий. – В правительстве не осознают всей серьезности ситуации, полагают, что все само как-нибудь утрясется. Не утрясется. Первопричина кризиса, действительно, в отсутствии необходимых для страны производств. Но если власть вдруг решит их создать – ничего не получилось бы. Денег уже нет. Нет и ученых, способных к их созданию. За несколько последних лет 30 тысяч ученых покинули страну. И еще, 10 процентов нашего госбюджета – доходы от собственных производств, остальные 90 процентов – от продажи сырья. Цены на энергоносители упали вследствие многих причин. В частности, из-за обнаружения в разных частях мира новых залежей нефти, из-за увеличения использования энергосберегающих технологий». Эра высоких цен на нефть, заявил депутат, похоже, ушла в прошлое. Что нас ожидает? Серьезное снижение уровня жизни населения, невозможность социального и экономического развития страны.

"