Posted 15 декабря 2014,, 21:00

Published 15 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:07

Updated 8 марта, 04:07

Цена неэффективности

Цена неэффективности

15 декабря 2014, 21:00
По данным Счетной палаты (СП), сумма бюджетных средств, потраченных ненадлежащим образом, к концу 2014 года может составить порядка 400 млрд. рублей. Глава контрольного ведомства Татьяна Голикова отметила, что в большей степени эти потери связаны даже не с хищениями, а с непрофессиональным расходованием госсредств. Экс
Сюжет
Бюджет

На начало декабря 2014 года СП выявила нарушений уже на сумму 344 млрд. рублей. Но, по словам Татьяны Голиковой, на конец года ее ведомство проведет еще ряд знаковых поверок, связанных с использованием больших денег федерального бюджета. «И исходя из того, как это происходит, я понимаю, что, скорее всего, эта цифра будет больше и зашкалит за 400 млрд. рублей», – заявила председатель СП.

Много это или мало? Напомним, что общий размер расходов бюджета-2014 превышает 14,5 трлн. рублей. А доцент Высшей школы экономики Павел Кудюкин в беседе с «НИ» отметил, что «на фоне официальных подсчетов потерь от коррупции в сфере госзакупок в размере 1 трлн. рублей 400 млрд. сразу выглядят не так уж и внушительно».

Г-жа Голикова уточнила, что, если говорить о выявленных нарушениях, речь далеко не всегда идет о хищениях денежных средств. Более трети из суммы потерь, то есть свыше 100 млрд. рублей, составляют неэффективные и нерезультативные расходы. Такие, например, как случай со строительством нового корпуса Российской государственной библиотеки, на разработку проектно-сметной документации для которого было потрачено 731 млн. рублей. А после было принято решение о нецелесообразности строительства на выбранном месте, из-за чего оно в настоящий момент откладывается на неопределенный срок. Кстати, выяснить, по вине какого конкретного должностного лица это произошло, не представляется возможным, поскольку решение принималось коллегиально.

Павел Кудюкин отметил, что напрашивающееся решение о введении в подобных случаях каких-либо мер административного наказания не даст должного эффекта. Поскольку, по его мнению, проблема неэффективного или нецелевого расходования средств – системная и заменой одних чиновников на других ее, скорее всего, не решить. Вполне логично, что в самом начале года в бюджете невозможно учесть всех нюансов, которые приводят к росту расходов на проекты. «Можно, конечно, сказать, что необходимо совершенствовать качество администрирования бюджетных расходов, но это общие слова. На самом деле в каждом конкретном случае необходимо разбираться, почему произошли потери», – заключил г-н Кудюкин.

Всего в этом году, по словам Татьяны Голиковой, СП направила в правоохранительные органы 120 материалов по нарушениям, связанным с бюджетными деньгами. По 24 из них были возбуждены уголовные дела, а еще 26 находятся на доследственной проверке. При этом порядка 150 представлений было вынесено Генпрокуратурой.

Один из самых частых случаев неэффективного использования – это размещение бюджетных средств, предназначенных для конкретных проектов, на депозитных счетах различных банков и вкладывание их в уставный капитал. По оценке Голиковой, государство вкладывает в уставные капиталы чуть более 200 млрд. рублей.

«Бюджетные средства в первую очередь необходимы в сфере медицины, образования, социальных обязательств, а вот в проектах, где они не столь обязательны, необходимо поощрять частную инициативу, стимулируя вложение частного капитала, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Института стратегических исследований Николай Трошин. – А зачастую делается наоборот, и мы пытаемся применить зарубежную практику, развивая платную медицину и образование без соответствующих предпосылок в нашей системе».

Кроме того, по мнению собеседника «НИ», необходимо повышать сознательность получателей бюджетных средств. А еще немалый вклад в рост неэффективности бюджетных расходов вносит и коррупционный фактор. Причем в этом вопросе, по мнению опрошенных «НИ» экспертов, пока нет значительного улучшения ситуации.

"