Posted 15 декабря 2003,, 21:00

Published 15 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Коммунальная утопия

15 декабря 2003, 21:00
Вчера вице-премьер Владимир Яковлев провел пресс-конференцию, посвященную вопросам формирования транспортной стратегии России на период до 2025 года, а также проблемам реформирования ЖКХ. Выяснилось, что четкой транспортной стратегии у правительства нет, а процесс реформ в коммунальной сфере пущен на самотек. Но ни то,

Вице-премьер начал свое выступление с констатации следующего факта: 18 декабря правительство собирается рассмотреть программу транспортной стратегии России до 2025 года. Владимир Яковлев заметил, что этот документ не только полностью подготовлен, но уже одобрен всеми министерствами и ведомствами, а также Госсоветом. И теперь правительству необходимо принять «более конкретные и адресные решения для реализации этой программы».

Однако тут же выяснилось, что проект еще не принятой программы не выдерживает никакой критики. Взять хотя бы строительство автомобильных дорог в России. Сейчас, по словам вице-премьера, протяженность автотрасс достигает 800 тыс. км, а необходимо, чтобы она была вдвое большей. Из-за этого 12 млн. россиян не имеют доступа к транспортной инфраструктуре, они фактически отрезаны от внешнего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями. Выход из этой ситуации, как объяснил вице-премьер, напрашивается простой: либо государство, либо инвесторы должны начать строить новые дороги. Судя по всему, правительство не собирается резко увеличивать ассигнования на строительство трасс. Следовательно, остается уповать на частных инвесторов. Но надежды на это также невелики, так как по большей части подобные капиталовложения в России убыточны. Выходит, круг замкнулся, и едва ли он разомкнется в ближайшие годы.

Но вчера Владимир Яковлев явно не хотел завершать описание дорожной картины на пессимистичной ноте. Видимо, поэтому он объявил, что решение может быть найдено, если Россия воспользуется опытом строительства автотрасс в других странах. Правда, оригинальных идей не прозвучало. «Многие государства с развитой экономикой широко используют систему платных дорог», – заявил вице-премьер. Особенно преуспели в этом деле США, где платные дороги покрывают почти всю территорию страны. Начинают строить частные дороги и в Китае, хотя доходы населения там ниже, чем в России. Например, от Шанхая до Пекина стоимость проезда по автобану стоит от 2 до 5 долларов. Почему бы и России не пойти по этому пути? – задал риторический вопрос г-н Яковлев. Но, как оказывается, всех проблем дорожного строительства это не решит, а лишь снимет с бюджета часть финансовой нагрузки на строительство и реконструкцию дорог. Сейчас, по словам вице-премьера, наиболее активно рассматриваются предложения по строительству частных дорог из Москвы в Подмосковье и строительство трассы Москва – Санкт-Петербург. Однако ответить на вопросы журналистов, сколько будет стоить проезд по таким дорогам и когда будет начато их строительство, Яковлев вчера не смог. Единственное, что пообещал вице-премьер, так это то, что дороги эти будут дублирующими.

Не менее «больным», чем дороги, вопросом является реформа жилищно-коммунального комплекса, и на нем г-н Яковлев остановился более обстоятельно. Выяснилось, что в этом году дела здесь обстоят чуть лучше, чем в прошлом: регионам России удалось сравнительно неплохо подготовиться к зиме. Однако хроническое недофинансирование отрасли по-прежнему налицо, с горечью констатировал вице-премьер. Например, по данным Госкомстата, 60% инфраструктуры ЖКХ сейчас изношены, из-за чего потери по теплу и воде достигают почти 40%. Чтобы решить эту проблему, нужно не латать дыры в трубах, как это сейчас делают местные власти, а менять изношенную инфраструктуру полностью. Но и здесь порочный круг замыкается: на обновление труб и котельных нужны колоссальные средства, а их пока нет ни в федеральном, ни в местных бюджетах. Вот и приходится бесконечно латать трубы, признал вице-премьер. И тут же заявил, что не все потеряно: в систему ЖКХ будут постепенно внедрять новые технологии. Например, в Белгородской области в одном из 12-этажных домов полностью перешли к автономной системе отопления квартир, а в Подмосковье стали внедрять котельные с коэффициентом полезного действия 90–95% (у старых котельных этот показатель не превышал 20–25%). Потом, по словам вице-премьера, необходимо отказываться от монополии ДЕЗов и широко внедрять конкуренцию в сектор ЖКХ. То есть спасение утопающих – дело рук самих утопающих, намекнул вице-премьер.

"