Posted 15 ноября 2010,, 21:00

Published 15 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 02:14

Updated 8 марта, 02:14

Процесс пошел

15 ноября 2010, 21:00
Как сообщила вчера пресс-служба Минздравсоцразвития, в течение недели с 3 по 10 ноября официальная безработица в России впервые за восемь месяцев увеличилась на 0,2% до 1,526 млн. человек. О том, что проблема занятости обострится в конце осени, выступавшие на страницах «НИ» независимые эксперты предупреждали еще нескол

В Минздравсоцразвития отмеченный впервые за многие месяцы рост официально регистрируемой безработицы связывают с сезонным фактором, который проявляет себя осенью из года в год. «В прошлом году начало сезонного роста было зафиксировано с 28 октября (с 28 октября по 4 ноября 2009 года количество безработных возросло на 0,3 %)», – сообщили в ведомстве. По данным министерства, с начала кризиса, которое датируется октябрем 2008 года, общая численность уволенных работников достигла в стране 1 млн. 434 тыс. человек. Из них 429,2 тыс. человек были трудоустроены, в том числе 229,9 тыс. – в тех организациях, где они работали прежде.

Тут сезонный фактор уже ни при чем. Речь, в частности, идет о безработице, которую специалисты называют застойной. По данным Росстата, средняя продолжительность поиска работы составляет у женщин 7,6, у мужчин – 7,3 месяца. Но это, повторим, в среднем. А 29% наших незанятых граждан не могут трудоустроиться 12 месяцев и более. Особенно тяжелая ситуация в сельской местности, где больше года вынужден сидеть без дела каждый третий потерявший рабочее место.

Все эти цифры характеризуют ситуацию с регистрируемой безработицей, тогда как фактическая незанятость, даже по данным Росстата, более чем в три раза выше. Максимальной она была в феврале 2009 года – 9,4% от числа занятых в экономике, или 7,1 млн. человек. Потом начался сезонный спад до 7,7%, но к январю этого года доля реально безработных россиян снова поднялась до 9,2%. По данным официальной статистики, к середине осени речь шла о 5,4 млн. фактически незанятых граждан, или 7% трудоспособного населения. К ним можно добавить тех, кто безработными не считается, но и нормально трудиться и зарабатывать не может. Даже в разгар лета, в пик сезонной активности на рынке труда, по данным Росстата, неполное рабочее время трудились 363 тыс. человек. 110 тыс. находились в простое не по вине работника. Еще 613 тыс. пребывали в отпуске без сохранения заработной платы. Итого 1 млн. 86 тыс. человек, формально занятых, но фактически полностью или частично не работающих, а значит, не получающих полноценную заработную плату.

По прогнозам Международной организации труда, если дела в нашей экономике пойдут не по лучшему сценарию, общая безработица снова может взлететь до 9%. Это худший вариант. Но даже если ситуацию удастся удерживать под контролем, по прогнозам российских независимых экспертов, к концу года безработица может снова вырасти до 7,6–7,7% от численности трудоспособного населения страны. Такой сценарий считают вероятным и в Минздравсоцразвития. Там допускают, что уже в декабре общее число незанятых может вырасти до 6 млн., а в январе 2011 года – до 6,4 млн. человек. А вот в видении того, что будет дальше, аналитики и чиновники расходятся. Эксперты полагают, что на февраль-март придется пик обострения проблемы занятости, а в министерстве надеются, что в марте общая безработица снизится до 6,2 млн. человек.

Директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков считает, что ситуация могла бы быть хуже уже сейчас, но помогла необычно теплая погода, установившаяся на большей части территории России. «Первый фактор, который «тянет» безработицу, – сезонные работы, – пояснил «НИ» ученый. – Когда они заканчиваются, официальная безработица увеличивается. В этом году благодаря теплой осени сезонные работы затянулись дольше обычного. Некоторые исследователи даже поспешили заявить, что этого фактора в этом году удастся избежать, но, увы, не получится – стройки все равно встанут, и уборка урожая к холодам завершится окончательно. Освободившиеся люди потянутся на биржу – за поиском другой работы и за пособиями».

Второй фактор, по словам г-на Бобкова, «кроется в развитии производства». «Вместо запланированных 4% роста мы получили в 1,5 раза меньше. И ничто не указывает на активный рост этого показателя в будущем году, а это неизбежно скажется на движении людей в сторону биржи или от нее – в свободный поиск пропитания», – прогнозирует эксперт.

"