Posted 15 ноября 2004,, 21:00

Published 15 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Управы не найти

15 ноября 2004, 21:00
Вчера в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) прошел международный «круглый стол» на тему «Конкурентная политика как фактор устойчивого развития экономики». Разговор шел в основном о том, как обуздать нефтяные компании, беспрерывно повышающие цены на бензин. Выяснилось, что факт их сговора доказать практически невоз

Глава ФАС Игорь Артемьев не скупился на жесткие оценки. По его словам, несколько крупных нефтяных компаний диктуют правила торговли всему рынку. Антимонопольная служба с этим, как он уверял, борется, но закон явно не на ее стороне. Даже если уличить компанию в манипулировании ценами, то ее ждет штраф в 15 тыс. долларов. «В результате сговора нефтяники получают десятки миллионов долларов прибыли. Что им наши мизерные штрафы?» – разводил руками г-н Артемьев.

При этом в монополизации рынка, как можно было понять, отчасти виновата и власть. Так, по словам Игоря Артемьева, слияние «Газпрома» и «Роснефти» явно не способствует развитию конкуренции, что, в свою очередь, негативно влияет на экономический рост в стране. Впрочем, чиновник пообещал в ближайшее время исправить положение дел в подконтрольной ему сфере.

В начале января будущего года ФАС внесет в Госдуму новый законопроект «О конкуренции», предусматривающий более суровые наказания для нарушителей. Речь идет о том, чтобы ввести штрафы в размере 2% от годового оборота компании за злоупотребление доминирующим положением на рынке и в размере 4% – за картельный сговор. Однако, по словам г-на Артемьева, жесткие штрафы – необходимое, но недостаточное условие для демонополизации рынка. Больше всего проблем возникает с доказательством факта сговора, который нефтяники по понятным причинам не афишируют.

Между тем сходные проблемы, как оказалось, приходится решать и в США. Томас Лири, комиссионер американской Федеральной торговой комиссии (ФТК), признался, что это ведомство неоднократно пыталось найти доказательную базу сговора нефтетрейдеров при росте цен на бензин в каком-нибудь штате. Сделать это не удалось. Сложность, по его словам, еще и в том, что в Америке в разных штатах существуют законодательные ограничения на использование определенных марок бензина. И стоит «лопнуть трубе» в одном месте или случиться аварии на местном нефтеперерабатывающем заводе, как топливо приходится завозить из других штатов. Следом, естественно, повышается и цена бензина.

Позицию коллег поддержал и Фредерик Женни, председатель комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития, в которую входят 30 развитых стран, главным образом европейских. По его словам, в том, что при растущих мировых ценах на нефть повышается розничная цена бензина, нет ничего удивительного. К тому же этот сегмент рынка для анализа антимонопольных органов очень сложен – он хоть и прозрачен, но доминируют на нем всего несколько игроков. «Они могут и не садиться за стол переговоров, а автоматом повысить цены», – резюмировал г-н Женни.

Из сказанного выводы для всех нас следуют неутешительные: если на нефтяников нельзя найти управу нигде, то цены на бензин в России по-прежнему будут расти.




Власть решила приструнить крупные компании, по вине которых дорожают бензин и услуги ЖКХ

"