Posted 15 октября 2014,, 20:00

Published 15 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:22

Updated 8 марта, 04:22

Падение черного золота

Падение черного золота

15 октября 2014, 20:00
Цена ноябрьского фьючерса на нефть эталонной марки Brent на Лондонской бирже в минувший вторник упала до 85,04 доллара за баррель. Это минимальное значение с посткризисного 2010 года. Таким образом, тенденция к падению цены на черное золото приобретает устойчивый и долгосрочный характер. С учетом серьезной нефтегазовой

Отрицательная динамика была зафиксирована также и на экспортную американскую марку WTI, которая подешевела на 4,6%, до показателя в 81,84 доллара за баррель – это тоже двухгодичный минимум. Как уже сообщали «НИ», тенденция к долгосрочному падению цен на нефть сформировалась еще в июле текущего года. Тогда марка Brent стоила порядка 115 долларов за баррель, а к текущему моменту она потеряла около 24% своей цены. Ее падение, в свою очередь, толкает вниз и российскую экспортную марку Urals. «Рынок смотрит вниз и настроен крайне пессимистично», – констатировал в разговоре с «НИ» руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов.

Столь резкое падение барреля на этой неделе эксперты связывают с сообщениями, что Саудовская Аравия не возражает против сохранения низких цен на нефть в течение полутора-двух лет и не намерена снижать объемы добычи, дабы поддержать спрос. Напомним, что, по данным ОПЕК на сентябрь 2014 года, страна является вторым по величине в мире производителем нефти, добывая 9,7 млн. баррелей топлива каждый день против 10,6 млн. баррелей, которые ежедневно извлекает Россия. Таким образом, производя около одной трети всей добычи картеля, Саудовская Аравия получает возможность в значительной степени влиять на ценовую политику ОПЕК. Отметим, что примеру Саудовской Аравии, которая снизила цены по всем контрактам с Азией, последовали также Катар и Иран.

Таким образом, в мире сформировалась ситуация, когда предложение нефти значительно превосходит спрос на нее, что опускает цены на черное золото все ниже. Не случайно министр нефти Кувейта Али аль-Омаир заявил, что не видит возможности для скоординированного снижения добычи в странах ОПЕК, и прогнозирует спад нефтяной цены еще на 14% – до 76–77 долларов за баррель. Кроме того, он отметил, что вряд ли на предстоящем заседании 27 ноября страны ОПЕК примут решение о снижении объемов добычи, хотя бы потому, что собственная квота картеля составляет 30 млн. баррелей и до сих пор не вырабатывается.

Для российского бюджета, 52,5% доходов которого в 2014 году составляют нефтегазовые доходы, это может стать болезненным ударом. Президент РФ Владимир Путин уже заявил, что не исключает возможной корректировки государственных расходов в сторону уменьшения на фоне падения цен на нефть. А вот глава Сбербанка Герман Греф высказал мнение, что колебания нефтяных цен в диапазоне 80–90 долларов «не смертельны» для российской экономики. Хотя Марсель Салихов в разговоре с «НИ» напомнил, что бюджет верстается исходя из среднегодовой цены на нефть, чтобы «сгладить» кратковременные колебания на рынке. Поэтому нынешнее снижение цен, конечно, неприятно, но пока терпимо, «а вот если цена в 80 долларов продержится еще полгода и дольше, тогда действительно может стать тяжело». В том числе потому, что нефтегазовая «подушка безопасности» у нас отнюдь не безразмерная.

Напомним, что в соответствии с «бюджетным правилом» все нефтегазовые доходы свыше базовой цены на нефть (сейчас это 96 долларов за баррель. – «НИ») направляются в Резервный фонд, насчитывающий сейчас порядка 3,5 трлн. рублей. Только в текущем году из-за высоких цен на нефть до июля и низкого курса рубля дополнительные нефтегазовые доходы составили около 1 трлн. рублей. Однако почти все они пошли на покрытие дефицита бюджета. Тем не менее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что у правительства есть резервы для прохождения 2015 года в условиях снижения цен на нефть и девальвации рубля. По его словам, работа будет вестись по трем основным направлениям – бюджет необходимо приводить в соответствие с новыми реалиями, задействовать Резервный фонд, и, кроме того, в самом бюджете есть резервы, которые можно использовать.

«Бюджет на 2015 год сверстан с дефицитом в 0,6% ВВП – это на самом деле мало. Но если низкая цена на нефть будет держаться, то это может увеличить дефицит еще на 0,2% ВВП. На год-два Резервного фонда хватит», – считает г-н Салихов.

"