Posted 15 октября 2007,, 20:00

Published 15 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:33

Updated 8 марта, 08:33

Впереди паровоза

15 октября 2007, 20:00
Вчера торговый бизнес озвучил то, чего с опасением ждут от правительства. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) попросила производителей заморозить цены на социально значимые продукты сроком на полгода. Эксперты полагают, что такой путь торговцам подсказали власти, которые пока не решаются применить официально

Пока правительство удерживается от прямого администрирования. На этой неделе Минэкономразвития внесет предложение о понижении импортной пошлины на молочную продукцию с 15 до 5 %. Также рассматривается вопрос о таком же понижении пошлин на ввоз соевого и рапсового масла. Импорт по идее должен как-то помочь в сдерживании цен. Запад смотрит на все это с интересом, но и с некоторой тревогой. Во всяком случае, вчера на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям Луис Кантарэль, вице-президент Nestle – одной из крупнейших компаний, производящих продукты питания, прозрачно предостерег наших чиновников от прямого регулирования цен.

Чиновники ответили на это весьма оригинально. Замглавы МЭРТ Кирилл Андросов также высказался против методов административного регулирования. «Все социальные продукты – молоко, хлеб – на сегодняшний день являются товарами конкурентного рынка, на них государство не регулирует цены», – отметил он. Однако при этом он допустил возможность замораживания цен по договоренности между местными властями и бизнесом. Некоторые «договоренности», впрочем, уже дают о себе знать. Так, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) обратилась в понедельник к производителям с просьбой на полгода зафиксировать отпускные цены на социально значимые продукты питания, обещая, в свою очередь, заморозить соответствующие розничные цены.

Как сообщил «НИ» директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, «замораживание цен в рыночной экономике – дело весьма рискованное». По его словам, это ведет к накапливанию проблем, которые после либерализации цен приведут к новому скачку. При этом ученый не исключает, что власти все же пойдут на «заморозку» – «когда инфляция набирает обороты, а во властных структурах царит паника».

К чему подобные меры приводят, учит исторический опыт. Например, президент США Ричард Никсон в 1971 году установил жесткий государственный контроль над заработной платой и ценами, «заморозив» их на 90 дней. Тогда инфляция несколько снизилась, но в 1973 вновь сделала огромный скачок, и «пострадали» прежде всего продовольственные продукты. Что касается России, то в начале 90-х между властью и бизнесом иногда возникали устные договоренности по поводу регулирования цен, но это не было государственной политикой. Г-н Гринберг считает, что одним замораживанием проблему не решишь, «необходимо увеличивать объем собственного производства, чтобы меньше зависеть от капризов конъюнктуры на мировых рынках».

По некоторым экспертным оценкам, продовольственная зависимость России от импорта достигает в целом 70%. Естественно, что события на продуктовом рынке за рубежом рано или поздно аукаются и у нас. На днях, например, Евросоюз сократил субсидирование экспорта молочных продуктов. Сухое молоко сразу же подорожало повсюду, а у нас из него делается большинство молочных продуктов. Но, как отмечают специалисты, о том, что это произойдет, им было известно уже давно. Скажем, в Новой Зеландии за 2 года молоко подорожало на 100%. И если бы Минсельхоз отслеживал цены на мировом рынке, он смог бы реагировать с упреждением. Это базовые принципы маркетинга, но если им не следовать, то приходится уповать на «добровольную заморозку».

Исполнительный директор Российского союза производителей и импортеров Борис Фонтаев с жаром объяснил «НИ»: «Производители же не с потолка берут отпускные цены! Они зависят от поставщиков сырья, которое в основном импортное, от цен на энергоносители, которые постоянно повышаются». По его словам, зафиксировать цены легче всего, но это приведет к дефициту и нарушит естественные экономические процессы. Специалист убежден, что у власти есть финансовые возможности сдерживать инфляцию с помощью налоговых льгот и дотаций отечественным производителям в подобных форсмажорных ситуациях.

"