Posted 15 октября 2003,, 20:00

Published 15 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Как по маслу

15 октября 2003, 20:00
Повторное рассмотрение бюджета-2004 в Думе прошло без сенсаций. Народные избранники одобрили предложенный правительством документ на удивление быстро. В бюджет не было внесено ни одной поправки. Теперь уже ясно, что никто и ничто не сможет помешать «триумфальному шествию» законопроекта.

Основные параметры бюджета не претерпели изменений: экономический рост в соответствии с главным финансовым документом страны должен составить 5% по итогам 2004 года. При условии, конечно, что цены на нефть сохранятся на уровне 22 долларов за баррель. Что касается инфляции, то она, по бюджетным прогнозам, должна в следующем году снизиться в среднем на 2% и войти в рамки коридора 8–10%.

В том, что второе чтение бюджета пройдет в Думе «без сучка и задоринки», не сомневался практически никто: пропрезидентское парламентское большинство не выдвинуло ни одного принципиального возражения относительно параметров бюджета. А полный успех правительству, как и во время первого чтения, обеспечило центристское «ядро» Госдумы. Лидер фракции «Единая Россия» Владимир Пехтин заявил, что «это в равной степени и наш проект – в ходе «нулевого» чтения, а также при подготовке к первому и второму чтениям кабинет министров включил в проект бюджета пожелания центристов».

Но так считают далеко не все. Представители оппозиционных фракций пытались даже сорвать голосование или добиться его переноса на более поздние сроки. Депутат от фракции КПРФ Сергей Глазьев заявил, что нужно вернуться к первому чтению, так как тогда были допущены серьезные ошибки и просчеты. «Надо изменить основные характеристики бюджета, поднять его доходы не менее чем на 500 млрд. руб. за счет сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов. Соответствующие предложения по налогу на сверхприбыль недропользователей уже внесены. Кроме того, есть реальная возможность увеличить расходы бюджета на 600 миллиардов рублей», – заявил Сергей Глазьев.

Претензии к законопроекту есть и со стороны Совета Федерации. Так, около семидесяти сенаторов, входящих в трехстороннюю комиссию по межбюджетным отношениям, считают, что интересы регионов недостаточно отражены в проекте бюджета. По мнению руководителя сенатской комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Сергея Агапцова, «проект бюджета на 2004 год носит инерционный характер». «Экспортная составляющая не сокращается, а прогнозы темпов экономического развития занижены. Вследствие чего занижены и объемы ВВП на 81 млрд. руб., а поступление налогов в доходную часть бюджета – на 44–73 млрд. руб. Сумма же неналоговых доходов занижена не менее чем на 100 млрд. руб.», – пояснил он. И хотя сенаторы предлагали предусмотреть 107 млрд. руб. для нужд регионов, довольствоваться им, скорее всего, придется 32 млрд. руб.

Впрочем, по мнению ряда аналитиков, заявления сенаторов и «левых» больше напоминают предвыборную риторику, чем попытку серьезного анализа бюджета. Политические партии и лидеры регионов стремятся использовать процедуру принятия бюджета для того, чтобы «выбить» средства из Центра. Однако при сложившемся пропрезидентском большинстве в Госдуме все эти попытки, скорее всего, окажутся безрезультатными. И третье чтение бюджета в Думе почти наверняка пройдет без помех.





Михаил ЗАДОРНОВ, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам:
– Федеральный бюджет 2004 года никак нельзя назвать предвыборным. Финансирование социальной сферы на следующий год не дает оснований говорить об этом, реального роста расходов не будет. А приоритеты бюджета – силовые структуры, суды и образование – таковы, что трудно каждому человеку почувствовать отдачу. Детские пособия правительство планирует оставить без изменения – 70 рублей, 33-процентная индексация зарплат бюджетников произойдет 1 октября 2003 года, в следующем году повышение зарплат не предполагается. Планируется индексация пенсий, опережающая инфляцию, то есть пенсионеры могут рассчитывать на реальную прибавку в 5%. Здравоохранение и наука также не приоритеты для правительства, их финансирование будет увеличиваться с учетом темпов инфляции.

Антон СТРУЧЕНЕВСКИЙ, ведущий аналитик компании «Тройка Диалог»: – Я стопроцентно уверен, что проект бюджета благополучно пройдет через Думу. Мы анализировали предложенный правительством законопроект, и у меня есть только одна претензия к бюджету: неэффективность использования планируемого профицита в размере 2,7 млрд. долларов. Эти деньги правительство собирается направить в стабилизационный фонд, а уже оттуда вкладывать в ценные бумаги. В то же время по плану заимствований Минфина на 2004 год на рынках еврооблигаций планируется разместить бумаги на сумму 2,76 млрд. долларов. Тут я вижу явную недоработку Минфина – нелепо, что мы берем в долг под высокие проценты и размещаем средства под низкие! Мы просто теряем на этом деньги. С моей точки зрения, следовало бы планировать сбалансированный бюджет, исходя из расчетной цены нефти в следующем году около 20 долларов за баррель, а не из 22 долларов, как это делает правительство. А профицит, если он возникнет, следует использовать более рационально – например, для более агрессивного погашения российской внешней задолженности.

"