Posted 16 сентября 2018,, 17:12

Published 16 сентября 2018,, 17:12

Modified 7 марта, 16:26

Updated 7 марта, 16:26

Сергей Алексашенко: ожидание санкций будет давить рубль вниз

Сергей Алексашенко: ожидание санкций будет давить рубль вниз

16 сентября 2018, 17:12
Фото: RFE/RL
Бывший заместитель министра финансов и первый заместитель председателя правления Центробанка Сергей Алексашенко говорит, что предсказать точное поведение курса рубля не ближайшее время невозможно. На него оказывает влияние слишком много факторов. Но главный - ожидание новых санкций - будет способствовать падению.
Сюжет
Санкции

"Последние 5 недель рубль находится в ожидании новых санкций, которые будут введены в ноябре, - говорит Сергей Алексашенко в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - И это главный мотив. Есть два отрицательных фактора и один положительный. Положительный фактор — растут цены на нефть. Они продолжают расти, и в принципе, для рубля это всегда хорошо. И два отрицательных фактора. Первый — в ноябре будут введены новые санкции, как вторая волна санкций за применение Россией химического оружия против Скрипалей на территории Великобритании. И там говорят, что могут быть введены санкции против крупнейших государственных банков. Соответственно, это вызывает нервозность на финансовом рынке, и, конечно, заставляет искать убежище в привычном зелёном долларе, а не в российском рубле.

Рынок скорее реагирует на ожидания, а не на события. Он и ожидает.

Значит ли, что как раз самое сильное падение уже произошло, потому что ожидание идёт сейчас? Или вдруг, если эти санкции произойдут, падение будет ещё сильнее? Я думаю, что ответ на этот вопрос не знает никто. Если мы говорим о поведении рубля на ближайшие недели или, может, даже пару месяцев, то, конечно, ожидание предстоящих санкций будет давить рубль вниз. И второй фактор, который давит на рубль вниз — это то, что нерезиденты уходят с российского рынка государственных ценных бумаг. Собственно говоря, в Вашингтоне всё более активно обсуждается возможность введения запрета для американских инвесторов (ну а значит, для всех иностранных инвесторов) на покупку российского государственного долга. Тех самых ОФЗ, которые Минфин уже несколько недель не может разместить.

Соответственно, инвесторы считают, что не надо ждать, когда этот запрет будет введен. Потому что те люди, которые уже в начале года когда, помните, был "кремлевский доклад", писали бумагу от американского Казначейства, что не надо вводить ограничение на запрет этого долга, потому что это отрицательно повлияет на финансовые рынки, могут быть большие негативные последствия для всех.

Они уже сейчас тоже стали говорить: "Да нет, уже можно. Уже пора". Вообще-то говоря, с апреля этого года нерезиденты потихоньку продают российские государственные бумаги, которые у них были. А раз они продают бумаги, номинированные в рублях, они покупают доллары и уходят из страны. Это и есть два фактора, которые давят на рубль вниз и будут продолжать давить.

Максим Орешкин на днях призвал продавать доллары и покупать рубли. Может быть он зарплату получает за то, что говорит эти слова. Как его должность называется — министр экономического развития? Максим Орешкин вообще отличается своими оптимистическим и прогнозами. Если вы посмотрите — сколько он у нас, уже почти 2 года министр — среди всех министров, среди всех чиновников у него самые оптимистические прогнозы. Он просто сияет, излучает из себя такое неимоверное счастье.

Дедолларизация? Если мы возьмем российскую экономику на протяжении последних 20 лет, то процесс дедолларизации российской экономики постепенно идет. У населения меньше депозитов в долларах в доле общих депозитов. Не знаю, помните Вы или нет, а я очень хорошо помню: в середине 1990-х годов как в магазин ни придёшь, там цены в у.е. Они даже не в рублях, а в у.е. И каждый день: "А у.е. Сколько?" — и пересчитывают. И машины были в долларах, и в квартирах квадратные метры в долларах. А сейчас найти магазин, у которого цены номинированы в долларах, достаточно тяжело. Ничего плохого, это нормально. Например, в Америке для того чтобы поменять доллары на евро, нужно приложить какие-то специальные усилия. Нужно еще поискать, где тебе поменяют. В больших городах типа Нью-Йорка это, наверное, можно сделать. А в Вашингтоне я как-то ни одного офиса не видел, где висит обменник: доллар на евро меняем по такому курсу. Поэтому дедолларизация нормальна. Я думаю, что она вообще далеко в будущем в России будет продолжаться.

Но есть и другая дедолларизация — такая принудительная, о которой говорил Андрей Костин. Вот как дипломатам язык дан, чтобы скрывать свои мысли, Костину язык, видимо, дан для чего-то другого. Чтобы демонстрировать свои фантастические интеллектуальные способности. Соответственно, руководитель крупнейшего государственного банка, второго по величине банка России, у которого количество частных вкладчиков и частных депозитов второе после Сбербанка, вообще-то должен думать, о чём он говорит. И когда он говорит: "Знаете, ребята, вы нам принесли доллары, а мы вам отдадим рубли, венесуэльские петро или биткоины". Или монгольские тугрики. Чего он может отдать? Он может отдать только то, что ему даст Центральный банк. Центральный банк ему даст, конечно, рубли. Знаете, мне даже комментировать это высказывание… Я плохо представляю, если вдруг банк ВТБ, что бы с ним ни случилось (предположим, даже санкции на него введут), начнёт вкладчикам выдавать вместо долларов, которые он у них брал, депозитов в долларах, какую-то другую валюту, то я подозреваю, что банк ВТБ столкнется с каким-то неимоверным количеством исков в суды. И честно говоря, суды будут принимать сторону вкладчиков. Потому что во всех условиях депозитов ничего не написано про санкции. Банк ВТБ и конкретно господин Костин боится введения санкций в отношении своего банка. Вот о чём это говорит".

"