Posted 16 сентября 2017, 07:08
Published 16 сентября 2017, 07:08
Modified 8 марта, 01:51
Updated 8 марта, 01:51
Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта
Город Пермь последние годы всегда характеризовался тем, что рынок пассажирских перевозок здесь является абсолютно конкурентным. За каждым из 60 автобусных маршрутов закреплен конкретный перевозчик, и таких перевозчиков не менее тридцати. Отбор их на маршруты выполняется с учетом положений ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, все маршруты распределены на маршруты, которые осуществляют перевозки пассажиров по регулируемому тарифу и по нерегулируемому тарифу. В Перми как раз все автобусные маршруты осуществляют перевозки по регулируемому тарифу, и привлечь перевозчиков на такие маршруты по новому закону можно только через аукцион, на котором основным критерием отбора будет цена…
И вот интересный опыт был получен буквально недавно, когда нужно было выбрать перевозчика на ряд маршрутов, работающих в городе Перми по регулируемому тарифу. Была разработана конкурсная документация, согласно которой все затраты, которые понесет перевозчик при обслуживании маршрута за год будут компенсированы билетной выручкой, которая остается у перевозчика, и субсидиями за перевозку льготных категорий граждан. В итоге администрация города предложила заключить контракт с перевозчиком стоимостью один рубль, при котором перевозчик будет возить пассажиров по установленному расписанию и по регулируемому администрацией города тарифу на двух автобусных маршрутах: №46 («Драмтеатр — Северное кладбище») и №60 («Детский дом культуры им. Кирова — Комсомольская площадь»).
Удивительно, но на этот аукцион заявилось очень много потенциальных перевозчиков. Аукцион проходил на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ». От заявленного одного рубля, торги сразу пошли в минус. Теперь уже перевозчик сам должен будет платить муниципалитету за право работать на этих маршрутах. Предел суммы до которой могли торговаться перевозчики составлял миллионы рублей. Но с другой стороны, так как изначальная цена конкурса была всего один рубль, то и шаг аукциона составлял всего лишь 5 процентов от начальной цены контракта, то есть 5 копеек.
Далее все происходило, как в комедии: несколько перевозчиков участвовали в аукционе и, как того требует закон, раз в 10 минут повышали свои ставки на 5 копеек. Это продолжалось пять бессонных дней и ночей. И вот в самый разгар торгов, несмотря на настрой перевозчиков торговаться до последнего, случилась форс-мажорная ситуация – ставка не поднималась в течении установленного лимита времени. Похоже на то, что представитель одной из организаций перевозчиков, который активно повышал ставку всю предыдущую ночь к утру просто уснул на рабочем месте, вовремя не нажав на кнопку. В итоге аукцион был остановлен и один перевозчик победил в нем, остановившись на цифре 127 рублей. Разумеется, если бы никто не заснул или не умер на своем рабочем месте, аукцион бы продолжался и 100 лет, и 150 лет. Настало бы время, когда люди, которые начинали участие в аукционе, ушли в мир иной, а их дети продолжали начатое дело. Ну а жители рождались и умирали в ожидании автобуса, который никак не довезет их до северного кладбища Перми.
О чем это свидетельствует? В первую очередь, о том, что большинство транспортных законов рассматриваются, в первую очередь, в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги. И из Москвы совершенно не видно таких проблем, которые возникают в регионах. Это касается и организации дорожного движения, и парковочного пространства, и многого другого. За последние несколько лет мы придумали массу поправок в законы Российской Федерации, которые касаются двух или трех городов Российской Федерации - городов федерального значения. При этом регионы в силу отсутствия законов, отсутствия делегирования прав не могут сформировать, например, парковочную политику, не могут контролировать соблюдение правил дорожного движения в части остановки и стоянки, испытывают массу трудностей, типа этих «столетних торгов» в Перми. И хочется надеяться, что федеральное правительство, в конце концов, обратит внимание на формирование транспортного законодательства, которое будет ориентировано не только на города федерального значения, Москву и Санкт-Петербург, но также будет полезно для использования в других регионах, чтобы поменьше в регионах возникало вот таких комичных и парадоксальных ситуаций.