Рус
Eng
На одном колесе

На одном колесе

16 июля 2015, 00:00
Экономика
Алексей Голяков
Министерство промышленности и торговли отрапортовало, что с января по июнь объем продаж автомобилей всех типов в стране превысил 820 тысяч. Ведомство считает своим достижением, что каждый четвертый новый автомобиль приобретен благодаря мерам государственной поддержки. Эксперты же сомневаются, что отрасль сможет развива

Благодаря государственным программам обновления автопарка, льготного автокредитования и льготного лизинга в текущем году уже реализовано около 235 тыс. автомашин, то есть более четверти от всех продаж I полугодия.

Однако общая статистика продаж свидетельствует, что на одной господдержке, как на одном колесе, далеко не уедешь. По данным Комитета производителей АЕВ, продажи легковых автомобилей в РФ за один только июнь упали на 29,7% по сравнению с июнем 2014-го – до 140 161 единиц. А за I полугодие падение составило 36,4% – до 782 тыс. машин.

Примечательно, что, согласно сводке Минпромторга, покупатели в 2015 году предпочитают машины российского производства. По программе обновления автопарка вне конкуренции «АвтоВАЗ». Уже более 60 тыс. машин продано ведущим российским автоконцерном с начала января. На 2-м месте промышленная группа ГАЗ (17 тыс. автомобилей). По программе льготного лизинга (как для юридических, так и физических лиц) в лидерах Volkswagen – 20% продаж, «АвтоВАЗ» – 12% и Hyundai – 11%.

Марке Hyundai принадлежит 32% доли рынка по программе льготного автокредитования. Следом идут Renault, Volkswagen и Nissan.

Глава Минпромторга Денис Мантуров настроен оптимистично и считает, что до подъема отрасли осталось подождать совсем немного. «Авторынок России начнет расти в конце 2015 года. Ждем, когда «дна» коснется рынок автопрома и начнется рост; предрекаем, что это будет с конца этого года», – обозначил недавно свою позицию министр.

Однако не многие на рынке разделяют оптимизм министра. Напомним, что некоторое время назад компания EY совместно с Ассоциацией российских автомобильных дилеров (РОАД) проводила опрос среди 64 руководителей компаний с дилерскими центрами в ряде регионов РФ. Эксперты пришли к однозначному выводу, что рынок новых автомобилей будет восстановлен только к 2016 или 2017 году, а на конец 2015-го ожидается его падение по крайней мере на 15%.

По оценке аналитиков EY и РОАД, в сфере розничных продаж «будет наблюдаться консолидация бизнеса». Средние и мелкие фирмы уйдут с рынка либо же будут поглощены крупными дилерами. 60% опрошенных надеются на нормализацию рынка в 2016 году. 37% респондентов придерживаются мнения, что авторынок стабилизируется и начнет расти лишь в 2017 году.

Председатель «Движения автомобилистов России», экс-депутат Госдумы Виктор Похмелкин не видит ничего удивительного в том, что Минпромторг именно сейчас делает акцент на программах поддержки автопрома. «Мотивации здесь лежат по поверхности: чиновничье желание покрасивее отчитаться перед вышестоящей структурой, а заодно сделать запрос на выделение отрасли новых трансфертов из бюджета. Не надо забывать, что все эти программы проходят через министерство, и оно в той или иной форме осваивает выделенные деньги», – считает собеседник «НИ».

По его убеждению, ситуация на рынке продаж автомобилей далека от нормы. «Рост цен и девальвация рубля негативно сказываются на платежеспособном спросе тех, кто желал бы приобрести новый автомобиль, и пока эта тенденция не преодолена», – считает г-н Похмелкин.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter