Posted 15 июля 2015,, 21:00

Published 15 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:31

Updated 8 марта, 03:31

Финансисты сцепились с ястребами

Финансисты сцепились с ястребами

15 июля 2015, 21:00
Премьер-министр России Дмитрий Медведев вчера провел закрытое совещание о расходах федерального бюджета на 2016–2018 годы в части развития оборонной промышленности. В то время как экономические проблемы страны усугубляются, расходы на оборону продолжают оставаться неприкосновенной «священной коровой». В Минфине сочли т

Как пишут авторы доклада, доля оборонных расходов России составляет более 4% ВВП по сравнению с 1–2% других стран – членов БРИКС. Финансисты полагают, что даже в условиях обострения внешних угроз темпы наращивания расходов на армию являются для страны непосильной ношей.

В поправках, принятых к Федеральному бюджету на 2015 и на плановый период до 2017 года, которые предусматривают сокращение ассигнований по многим разделам и программам в среднем на 10%, урезание расходов на оборону было относительно скромным. Например, по направлению «национальная оборона» сокращение составило 157,2 млрд. рублей, после чего сумма оборонного бюджета уменьшилась до 3,116 трлн. рублей. То есть реальное сокращение составило около 5%. При этом сокращение не затронуло статьи на перевооружение армии и разработку новых систем вооружений.

Для того чтобы решить, что стране в условиях падения ВВП и наращивания бюджетного дефицита важнее – пушки или масло, премьер-министр и решил собрать совещание, дабы выслушать доводы и финансистов, и оборонщиков. В его преддверии оборонное лобби времени даром не теряло. Во вторник коллегия Военно-промышленной комиссии начала предварительное обсуждение проекта бюджетных расходов на оборону и нацбезопасность на 2016 год. Разумеется, оснований для уменьшения расходов по этим статьям найдено не было.

Напомним, что в 2008 году в России была запущена крупномасштабная военная реформа, ключевым пунктом которой стала программа перевооружения. В 2010 году было принято решение выделить на нее до 2020 года 20 трлн. рублей, с тем чтобы довести долю новой военной техники до 70%.

После того как в 2014 году США и ЕС ввели санкции в отношении ряда крупнейших российских оборонных предприятий и оказалась под угрозой оборонно-промышленная кооперация с Украиной, Россия взяла курс на импортозамещение в оборонной сфере. Этот процесс требует вложения огромных средств. Между тем в условиях падения цен на нефть и экономического кризиса взять их попросту неоткуда. Если ничего не предпринимать, то невиданная с советских времен гонка вооружений может больно ударить по карману населения, и без того оказавшегося в непростой ситуации.

Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что в условиях кризиса дальнейшее раскачивание маятника оборонных расходов является сугубо политическим и не имеет под собой никаких экономических оснований.

«Астрономические расходы на оборону, кроме внешних происков, оправдываются тем, что они будут способствовать переводу экономики на инновационные рельсы. Однако в действительности это черная дыра экономики. Никаких условий для роста «оборонка» не создает», – сказал «НИ» заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики им. Гайдара Василий Зацепин.

Эксперт считает, что усилия Минфина, направленные на урезание оборонных расходов, вполне объяснимы. Чтобы удержать дефицит бюджета на приемлемом уровне, необходимо снизить расходы на оборону. «Однако пока что выбран путь заморозки индексации пенсий, зарплат бюджетникам. На страже такой стратегии стоит высшее руководство страны, какие бы аргументы ни выдвигали в Минфине», – отметил собеседник «НИ».

При этом дискуссия об оборонных расходах наталкивается на непроницаемую завесу секретности, которую сейчас пытается проломить финансовое ведомство. «Несмотря на высокую международную оценку открытости бюджетных процедур в России, все еще остается актуальной проблема высокой доли закрытых расходов федерального бюджета. В связи с этим потребуется проведение инвентаризации состава «закрытых» расходов с точки зрения обоснованности их отнесения к таковым», – отмечается в докладе Минфина. Однако надежд на это мало. «Проблема заключается в отсутствии гражданского контроля за оборонными расходами. Все засекречено под предлогом обеспечения национальной безопасности. Это создает почву не только для коррупции, но и для неэффективного расходования средств налогоплательщиков, которые и без того вынуждены снимать последнюю рубашку в условиях кризиса», – сказал «НИ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

"