Posted 15 июля 2015,, 21:00

Published 15 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:31

Updated 8 марта, 03:31

Двойной счет

Двойной счет

15 июля 2015, 21:00
По данным Росстата, показатель официальной безработицы в стране за прошедшую неделю снизился на 0,6% и составил 970 тыс. человек. Однако эксперты отмечают, что эти цифры не отражают реального положения дел на рынке труда – фактическая безработица минимум в два раза выше. Остроты ситуации добавляет тот факт, что в ходе

По заявлениям вице-премьера РФ Ольги Голодец, отвечающей в правительстве за социальный блок, в настоящий момент в России официально трудоустроены – «находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы и налоги» – порядка 48 млн. россиян, то есть лишь 64% всего трудоспособного населения страны. Остальные 36% находятся в тени, и судить об их занятости государство просто-напросто не может.

Всего же численность людей в трудоспособном возрасте, по последним данным Росстата, составляет 75 млн. человек, что лишь чуть более 50% населения страны. При этом не нужно забывать, что в этих же 48 млн. учитываются и работающие пенсионеры, которых в силу демографических проблем страны некем заменить на рынке труда.

Проректор РАНХиГС Александр Сафонов в беседе с «НИ» обратил внимание, что, кроме несоответствия фактической безработицы реальной, текущий кризис имеет еще одну структурную особенность, отличающую его от кризиса 2008–2009 года, – рост скрытой безработицы. Напомним, что под ней подразумевается неполная занятость, сокращенная рабочая неделя, выход в отпуск за свой счет и другие сомнительные схемы использования работников.

«По нашим оценкам в настоящий момент показатель скрытой безработицы вырос минимум до 3,8 млн. человек, – сказал эксперт. – И происходит это по двум основным причинам: административное давление со стороны властей, которые не заинтересованы в массовых сокращениях в силу социальных рисков, и договоренность, на которую идут работодатель и работник, сталкивающийся со сложностями поиска нового рабочего места в случае увольнения».

Но хотя работники и соглашаются на сокращение заработной платы с сохранением рабочего места, для них это становится серьезным ударом по благосостоянию. В том числе и потому, что в структуре расходов россиян значительно выросла доля обязательных платежей.

По мнению опрошенных «НИ» экспертов, за первое полугодие 2015-го рынок труда уже перестроился с учетом кризисных процессов в экономике. Количество вакансий по сравнению с прошлым годом сократилось на треть, при этом на одну вакансию приходится в среднем до 14 соискателей. Также работодатели стали реже указывать в объявлениях уровень заработной платы, удлинили перечень обязанностей и сократили соцпакет. Александр Сафонов также обратил внимание, что часто предложения на рынке труда носят «заместительный» характер, когда более высокооплачиваемых специалистов увольняют и с целью оптимизации затрат ищут на их место претендентов с меньшими амбициями.

При этом открытым остается вопрос теневой занятости населения. За прошедший год, по официальным данным, удалось сократить число неофициально работающих граждан на 800 тыс. человек. Что не такая уж и большая цифра с учетом того, что, по разным оценкам, зарплату «в конверте» получают от 20 до 25 млн. россиян. Отследить трудовые перемещения этих миллионов почти не представляется возможным.

В отраслевом разрезе под удар безработицы в первую очередь попал сектор услуг, который тесно взаимосвязан с потребительским спросом, значительно упавшим в 2015 году на фоне сокращения доходов населения. «Это такие отрасли, как туризм, – можно заметить по падению туристического потока, общественное питание, – отметил г-н Сафонов. – Но сейчас в структуре потребления россиян падает также и доля долгосрочных товаров. Например, стоит рынок недвижимости, который естественным образом потянет за собой строительство, а то в свою очередь – производство материалов».

Так что, по прогнозам специалистов, процессы на рынке труда будут развиваться тем же образом: официальная безработица будет топтаться на месте и даже демонстрировать в отдельные периоды спад, при этом фактические показатели будут ухудшаться, равно как и качество занятости.

"