Posted 15 июля 2013,, 20:00

Published 15 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:59

Updated 8 марта, 04:59

Глобальная проблема

15 июля 2013, 20:00
Спустя почти год после вступления во Всемирную торговую организацию около половины отечественных компаний не почувствовали от этого никакого положительного эффекта, в то время как негативное влияние отметила каждая четвертая компания. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном Российским союзом промышленников и п

О том, что для отдельных секторов промышленности вступление в ВТО и обострившаяся в связи с этим конкуренция может стать проблемой, президент РСПП Александр Шохин предупреждал еще год назад. Однако винить во всем лишь агрессивных иностранных торговцев было бы несправедливо. По словам Шохина, несмотря на то что большая часть бизнеса знает о мерах господдержки, компенсирующих негативный эффект от вступления в организацию (субсидирование кредитных ставок, субсидии на удобрения и т.п.), ими почти никто не пользуется. «Здесь возникает два вопроса: то ли нет механизмов доступа, то ли меры недостаточно эффективны», – отмечает глава РСПП.

Александр Шохин обратил внимание также на то, что хотя ряд запретов ВТО, касающихся протекционистских мер, уже действуют, многие разрешенные организацией защитные инструменты до сих пор не запущены. Речь идет о налоговой политике, механизмах доступа к финансовым ресурсам, государственным и муниципальным закупкам, перечисляет он. Кроме того, российские компании не имеют обещанного равного доступа на европейские рынки: многие из них все еще закрыты. Так, за истекший год были отменены лишь пять ограничительных мер, действующих в отношении российских производителей. К их числу, например, относятся знаменитая поправка Джексона-Вэника и запрет на ввоз алкоголя в Киргизию. С другой стороны, по данным на 1 января 2013 года, против России проводилось три антидемпинговых расследования, два специальных защитных расследования и девять пересмотров этих мер.

По оценке РСПП, Россия до сих пор не обладает нужным инструментарием работы с конкурентами в рамках ВТО, в частности, в сфере разрешения споров. По существующей практике разрешения споров в ВТО ежегодно можно инициировать возбуждение 6–7 дел, затрагивающих интересы России. Однако Россия этими инструментами отстаивания своих интересов на внешних рынках практически не пользуется. Считается, что это слишком дорого. Так, адвокатское сопровождение каждого расследования обходится ориентировочно в 2 млн. долларов. Однако в федеральном бюджете подобные расходы на 2013 год даже не предусмотрены. В РСПП констатируют, что никто в стране так и не озаботился подготовкой специалистов надлежащего уровня, в том числе юристов для работы с международными структурами ВТО. Все ограничилось недельными курсами повышения квалификации для высших руководителей министерств и ведомств. Между тем, вскоре России предстоит быть ответчицей еще по одному делу. На днях Евросоюз попросил ВТО вмешаться в торговый спор по поводу утилизационного сбора, уплачиваемого при ввозе в Россию автомобилей.

«После вступления в ВТО, в том числе по причине снижения пошлин, иностранные компании стали активно действовать на российском рынке, – заявил «НИ» экономист Валерий Миронов. – В то же время, судя по статистике снижения отечественного экспорта, наши экспортеры особых выгод для себя не извлекли. Особенно сильное давление испытывается в пищевой промышленности, агропроме». По данным Торгово-промышленной палаты и Центра международной торговли, если по итогам первого полугодия прошлого года прирост импорта и экспорта в годовом исчислении равнялся 5,7 и 8,2% соответственно, то за аналогичный период 2013 года эти показатели составили +3,9 и –2,6%. С другой стороны, как отмечает эксперт, хотя российские производители испытывают давление со стороны зарубежных конкурентов, положительным моментом стал рост иностранных инвестиций в российскую экономику.

«Сейчас нет серьезных ограничений в отношении импортной продукции, – сказала «НИ» заведующая кафедрой международного бизнеса Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС Наталья Карпова. – Но нас больше интересовал экспорт для того, чтобы не было дискриминационных мер по отношению к российским производителям. А с этим как раз большие проблемы».

Другие эксперты, впрочем, связывают неудачи России не столько с коварством иностранных производителей, сколько с неготовностью наших к работе на мировом рынке. «Экспорт из России сдерживается не столько наличием или отсутствием членства в ВТО, а конкурентоспособностью российской продукции на внешних рынках, – говорит аналитик Анатолий Воронин. – То же самое происходит на российском внутреннем рынке. В силу ряда объективных причин производство, в том числе сельскохозяйственной продукции, имеет более высокую себестоимость, чем в других странах. Таким образом, российские сельхозпроизводители оказались в ситуации, когда они не способны конкурировать с импортом. С учетом того, что реальной поддержки со стороны государства пока нет, вхождение в ВТО получилось для российской экономики очень жестким».

"