Posted 16 июня 2021, 06:48
Published 16 июня 2021, 06:48
Modified 7 марта, 13:42
Updated 7 марта, 13:42
Как отмечает «Коммерсант», удорожание дизтоплива в России идет на фоне увеличения цен в Европе.
«Владельцы АЗС опасаются убытков, а ритейлеры — удорожания логистики», — пишет издание.
Чиновники пока советуют не паниковать, называя ситуацию «стабильной». Если потребность в дизтопливе на внутреннем рынке возрастет, власти обещают ограничить экспортные поставки. Для начальной стабилизации цен правительство намерено увеличить норматив биржевых продаж дизтоплива. Однако эксперты полагают, что в сложившейся ситуации может потребоваться более серьезное вмешательство в ситуацию на рынке — в частности, корректировка демпфера по дизтопливу.
Демпфер представляет собой защитный рыночный механизм, позволяющий избежать резких колебаний и кризисов в поставках топлива. Суть этого процесса состоит в том, что бюджет компенсирует нефтекомпаниям часть разницы между экспортной ценой топлива и так называемой индикативной внутренней ценой. Если эта разница становится отрицательной, то есть цены внутри России выше экспортных, уже нефтяники доплачивают в бюджет.
Рост биржевых цен на дизтопливо в стране продолжается с начала мая. Дизель уже подорожал на 5%, до 52,6 тыс. руб. за тонну. Это абсолютный рекорд. Таких цен на солярку в России еще не было за всю историю торгов.
В условиях резкого роста цен на товар производители ринулись на западноевропейский рынок, где котировки также выросли до рекордных высот с начала 2020 года.
Эксперты полагают, что стремительный рост цен подогревается недостаточным предложением топлива из-за проведения ремонтов на НПЗ в Астрахани, Ачинске, Антипино и Самаре. В ближайшее время на ремонт закроется еще и НПЗ «Танеко» в Нижнекамске.
Обеспокоенные ситуацией на рынке, эксперты намерены обсудить сложившуюся проблему на биржевом комитете ФАС, заседание которого запланировано на 16 июня.
Сейчас потребление дизтоплива в России растет, при этом производители отправляют значительную часть товара на экспорт. Участники рынка полагают, что для стабилизации ситуации на внутреннем рынке биржевые продажи дизеля необходимо увеличить в полтора раза. В противном случае изменение демпфера неизбежно.
Участники рынка отмечают, что подорожание топливо уже вынудило ряд компаний поднять тарифы на перевозки грузов. Это неизбежно повлечет за собой увеличение цен на товары и услуги.
В этом году власти уже корректировали демпфер по топливу, однако изменения коснулись обязательных биржевых продаж лишь на бензин.
По данным Минэнерго, в июне отгрузки дизтоплива в РФ на фоне весенних полевых работ выросли на 4% по сравнению в 2019-м — до 108,5 тыс. тонн в сутки. При этом объемы производства в два раза превышают потребление. АЗС, торгующие топливом на внутреннем рынке, заявляют о падении прибыли.