Posted 15 июня 2015,, 21:00

Published 15 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Снова обещают «не кошмарить»

Снова обещают «не кошмарить»

15 июня 2015, 21:00
Правительство одобрило внесение в нижнюю палату парламента законопроекта, который видится как своего рода отдушина для малого и среднего бизнеса. Документ закрепляет запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Одновременно оговари

Прошло без малого семь лет, как на тот момент президент страны Дмитрий Медведев изрек свой фирменный афоризм: «Хватит кошмарить бизнес!» Сказано им это было на встрече с малыми предпринимателями 8 августа 2008 года в городе Гагарине Смоленской области. Однако за истекшее время кошмар если и не усилился, то остался на прежнем уровне, зато представителей малого бизнеса явно поубавилось.

«Царские подарки» предпринимателям сыпались щедро, но они так и не обрели материального воплощения: 16 апреля 2009 года глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов заявил, что ведомство не собирается ужесточать контроль над сбором налогов с малого бизнеса. Через год, 23 марта 2010 года, на инновационном форуме «Конкурируя с будущим сегодня» государство устами тогдашнего премьера Владимира Путина вновь пообещало меньше кошмарить бизнес, но предупредило, что за нарушения прав потребителей ответственность возрастет. Обещано было продление льготного порядка арендуемой недвижимости.

Наступивший во второй половине 2014 года кризис на некоторое время вообще задвинул эту тему в разряд «пустяшных». Но правительство, оперативно решая срочные вопросы пополнения бюджета и борьбы с безработицей, вынуждено было обратить внимание и на малый и средний бизнес. Его доля в соотношении к ВВП, уже после кризиса 2008–2009 годов и до известных событий 2014-го, оставляла желать лучшего. В 2010 году пропорция его к ВВП равнялась, по данным Минэкономразвития (МЭР) РФ, 24%; в 2012-м она снизилась до 21,9%; в 2015-м прогнозируется на уровне 23,5%. Между тем в Европе этот показатель в среднем стабильно держится на отметке 50%.

Сейчас, параллельно с решением о моратории на проверки, также делаются внушительные заявления. 27 мая на встрече Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов информировал собравшихся о подготовленном законопроекте по корректировке антимонопольного законодательства. Новации существенно ограничили бы полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении малых и средних бизнесменов. 30 апреля на встрече бизнес-омбудсмена Бориса Титова с президентом обсуждался НДС для малого бизнеса. Г-н Титов просил поддержать схему, при которой малое предприятие может работать как с НДС, так и без нее, но при этом остается на льготных режимах налогообложения. Президент полностью поддержал предложения бизнес-омбудсмена.

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в беседе с «НИ» сделал акцент на декларируемых в правительственном законопроекте гарантиях отсутствия плановых проверок. Как нетрудно догадаться, до половины проверок в нашем малом и среднем бизнесе – «внеплановые». Обещанное благоденствие касается предприятий, которые не менее трех лет не имели никаких претензий со стороны правоохранителей и налоговиков. А это тоже, считает г-н Жаворонков, весьма и весьма расплывчатый критерий – при желании его можно повернуть так, как удобно и выгодно будет проверяющему.

«Об определенном лицемерии властей, в который раз произносящих правильные слова о поддержке малого и среднего бизнеса, свидетельствует следующее обстоятельство: на прошлой неделе бизнес-омбудсмен товарищ Титов заявил, что нужно вообще отменить форму «Индивидуальный предприниматель» (ИП) как юридическую форму ведения предпринимательства, – говорит г-н Жаворонков. – И все мы, как покупатели и потребители услуг, прекрасно видим, как подобного рода инициативы ведут к тотальному уничтожению в Москве и Санкт-Петербурге ларьков и небольших торговых павильонов. То есть на практике именно крупным торговым сетям создаются предпосылки для еще большего укрепления их монопольного положения на рынке».

"