Posted 15 июня 2015,, 21:00

Published 15 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Диета для бюджета

Диета для бюджета

15 июня 2015, 21:00
Дефицит бюджета РФ в первом квартале 2015 года достиг 4,2% ВВП, что обусловлено снижением поступления доходов на 1,7% относительно аналогичного периода прошлого года. Об этом заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов. Прежде всего это связано со снижением нефтегазовых доходов. А чем закрывать образовавшуюся в бюджете бреш

Минфин прогнозирует, что по итогам года доходы казны снизятся на 2–2,5 трлн. рублей от уровня, который изначально закладывался в бюджет на текущий год. Так что в создавшихся условиях «избежать мер жесткой экономии не удастся», отметил г-н Силуанов. Среди основных причин роста бюджетного дефицита министр назвал увеличение долга регионов РФ, который в первом квартале вырос на 1% – до 2,116 трлн. рублей. В структуре самого долга выросла доля бюджетных кредитов: на 13% с начала года – до 734 млрд. рублей. А вот доля коммерческих кредитов, наоборот, снизилась на 6% – до 839 млрд. рублей.

Таким образом, развитие регионов ложится все большим бременем на федеральную казну. А точек роста в глубинке – например, путем того же широко разрекламированного импортозамещения, так и не создается в объеме, достаточном для развития регионов. Более того, пока что наблюдается прямо противоположная ситуация. Падение нефтяных котировок, введение продуктового эмбарго, девальвация рубля – все это привело к резкому снижению импорта, в то время как местное производство, способное составить конкуренцию иностранным производителям и увеличить доходы казны, пока упорно отказывается расти.

«Во второй половине года обнаружится, что резко падает не только импорт и не только поступления от нефти, но и прибыль компаний, оборот розничной торговли и НДФЛ. Так что дефицит бюджета будет выше запланированного», – сказал «НИ» управляющий партнер крупной инвестиционной компании Денис Ракша.

«Причинами бюджетного дефицита в нашей стране являются кризисные явления в экономике, чрезвычайные обстоятельства и локальные конфликты, снижение нефтегазовых доходов и финансово-экономические санкции», – в свою очередь отметил для «НИ» доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

О том, как планируется компенсировать потери, чиновники пока внятного ответа не дают. С одной стороны, действует правительственный мораторий на повышение налогов с бизнеса, с другой, основная расходная статья бюджета – траты на оборонку и силовые структуры – остается неприкосновенной. «Сокращение расходов бюджета частично будет достигнуто за счет отказа от индексации зарплат бюджетникам. Также будут сокращены расходы государства, связанные со строительством объектов социальной сферы. Следствием существенного сокращения расходов бюджета может быть сокращение производства, реальных доходов населения и рост безработицы», – предположил г-н Алисенов.

По мнению Дениса Ракши, государство пойдет скорее другим путем – подтапливая «чрезмерно» укрепившийся рубль с тем, чтобы увеличить выручку экспортеров. Центробанк, активно скупая валюту, уже посылает сигналы в этом направлении. «Спасет новый виток девальвации – рубль пойдет вниз вслед за нефтью после того, как ФРС (Федеральная резервная система США. – «НИ») примет решение о повышении ставки. Вероятность того, что это случится на заседании Комитета по открытым рынкам 29 июля, достаточно высока», – предположил в беседе с «НИ» эксперт.

Кому не придется затягивать бюджетные пояса, так это скорее всего силовикам, умерить аппетиты которых руководство страны клялось неоднократно. Но «по данным Минфина на 1 марта 2015 года 42,6% расходов федерального бюджета составили расходы на национальную оборону. 8,5% классифицируются как национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Получается, что свыше 50% бюджетных средств уходят на оборонку и государственные силовые ведомства», – сказала «НИ» первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.

"