Posted 15 июня 2011,, 20:00

Published 15 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Налог на мусор

15 июня 2011, 20:00
В Совете Федерации предлагают ввести новый налог на утилизацию отходов. Как заявил вчера и.о. председателя верхней палаты Александр Торшин, сейчас деньги закладываются исключительно на вывоз мусора, а не на его переработку. Правда, взимать налог предлагается почему-то лишь с иностранных компаний. Эксперты считают, что

По словам Александра Торшина, нам нужно перейти к «мировой практике», когда при пересечении границ РФ любым товаром, будь то автомобиль или пачка сигарет, брался бы налог на утилизацию. «Речь идет о специальном сборе за счет того, сколько будет стоить утилизация этого товара», – пояснил сенатор. Он добавил, что это может быть копеечный сбор, но средства пойдут целевым назначением на утилизацию. По задумке и.о. председателя Совета Федерации, деньги будут перечисляться в специальные государственные фонды, а оттуда пойдут на строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов.

Г-н Торшин констатировал, что в муниципалитетах сейчас закладываются деньги исключительно на вывоз мусора, но не на его переработку. «Если ничего не изменить, то скоро вся страна у нас превратится в огромную мусорную свалку, – подчеркнул он. – Достаточно сказать, что у нас на различных свалках и полигонах скопилось свыше 3 млрд. тонн отходов, только токсичных». Законодателя беспокоит, что по стране раскинуты «горячие точки» в виде полигонов и отходов, где хранятся высокотоксичные вещества, создающие угрозу здоровью населения.

Опрошенные «НИ» эксперты признались, что о «мировой практике», на которую ссылается г-н Торшин, ничего не слышали, зато рассказали о других механизмах решения поднятой им проблемы. «В Европе существует концепция ответственности производителя, когда он сам берет на себя обязательства по утилизации своей продукции, – рассказал «НИ» эколог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. – Еще один вариант – это залоговая цена товара. Человек платит за товар некую дополнительную сумму, а когда сдает тару или упаковку от него, то ему эту сумму возвращают».

Надо заметить, эти суммы бывают весьма существенными. Как рассказал «НИ» руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселев, в Голландии, к примеру, можно купить молоко, которое будет стоить 90 евроцентов, но если вы вернете бутылку, то получите 70 центов назад. «То есть литр молока обошелся вам в 20 центов, это очень дешево, – говорит г-н Киселев. – А если вы, например, покупаете Parmalat в тетрапаке, который не перерабатывается, то молоко обойдется вам в 1,5–2 евро. Все дело в том, что в Европе пластиковая бутылка перерабатывается до 20 раз, поэтому там совершенно иная концепция утилизации отходов. В России выпил и выбросил, а в Европе выпил и сдал. Свой механизм утилизации действует для электрических отходов, автомобилей, батареек, ртутных ламп. Эти товары облагаются в Европе специальным сбором производителя. Например, когда «Жигули» продаются за рубеж, «АвтоВАЗ» обязан перечислить в специальный фонд проценты со сделки. Эти деньги впоследствии идут на утилизацию автомобиля. У нас ничего подобного действительно нет».

Тем не менее Олег Малкин, юрист, эксперт по вопросам налогового законодательства, признался «НИ», что относится к инициативе г-на Торшина скептически. «Это однозначно сразу же повлечет за собой серьезный рост цен, – пояснил он. – Ведь новый налог будет заложен в стоимость товара. А строительство каких-то там утилизирующих заводов произойдет далеко не сразу, и еще не факт, что вообще произойдет. То есть для населения какой-либо пользы от такой инициативы ждать не приходится». Кроме того, отметил правовед, для реализации идеи сенатора нужны очень серьезные расчеты: необходимо определить, какой налог и с каких товаров брать, приняв во внимание множество факторов, в частности вес товара, его упаковку. Но главное, подчеркнул эксперт, если все же вводить такой налог, то взимать его нужно не только с иностранных, но и с российских производителей.

«Если облагать налогом только избранных, это просто разрушит базовые принципы конкуренции, – согласен Алексей Киселев. – В итоге пострадает качество продукции. Платить должны как зарубежные, так и отечественные товаропроизводители. При этом эти деньги не обязательно направлять на строительство мусороперерабатывающих предприятий. К примеру, те же отработанные батарейки, возможно, рентабельнее вывозить в Европу, где уже существуют специальные заводы. При этом должен быть определенный налог для каждой группы товаров, поскольку все они перерабатываются по-разному».

Вместе с тем экологи считают, что одного налога на утилизацию для решения проблемы недостаточно. Необходим комплексный подход: начиная с ликвидации незаконных свалок и заканчивая раздельным сбором мусора. По словам Алексея Яблокова, в Швейцарии так собирается 95% отходов, в Германии – 80–90%, в США – 40–50%, а у нас – 1–2%.

"