Posted 15 июня 2011,, 20:00

Published 15 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Страна большого пузыря

Страна большого пузыря

15 июня 2011, 20:00
Последние исследования показывают: по итогам первого квартала 2011 года объем финансовых вложений превысил объем инвестиций в нефинансовые активы в 12,1 раза. Для сравнения: по итогам предкризисного 2008 года разница составила 4,2 раза. Эксперты сходятся во мнении, что власть поддерживает такой дисбаланс не специально

Усиление спекулятивного фактора в нашей экономике отметили специалисты ФБК. Как пояснил «НИ» директор департамента стратегического анализа этого исследовательского центра Игорь Николаев, под финансовыми вложениями подразумевается покупка акций, депозиты в банках и прочие инвестиции, скорее спекулятивной направленности, а нефинансовые активы – это в подавляющем своем объеме инвестиции в основной капитал, то есть в развитие. В 2009–2010 годах отрыв объема финансовых вложений увеличивался, что неудивительно: власти боролись с кризисом, «заливая» экономику деньгами, и в результате отрыв увеличился до 8,6 раз. Однако в этом году соотношение еще сильнее ухудшилось, констатировал эксперт.

Г-н Николаев также обратил внимание на то, что за январь – апрель 2011 года прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом 2010-го составил символические 0,1%. При этом доля прямых иностранных вложений в общем объеме сократилась с 32,4% в 1-м квартале 2008 года до 8,8% за тот же период 2011-го. Даже в абсолютном выражении прямые иностранные инвестиции сегодня ниже, чем несколько лет назад, отметил исследователь. А ведь между инвестициями в основной капитал и ростом ВВП есть жесткая прямая зависимость: чем больше вложений, тем больше ВВП – экономика растет. А нынешний рост ВВП, равный 4%, объясняется инерционностью процесса на фоне остановки инвестиций, но в ближайшие месяцы он прекратится, в противном случае Росстат что-то путает…

«Это не целенаправленная политика – никто не ставит целью поощрить финансовые вложения и угробить инвестиции. Это последствия неумелой борьбы с кризисом. Помощь банкам обернулась тем, что деньги ушли из развития и «легли» в акции и на депозиты», – подчеркнул г-н Николаев. По его словам, «трудно себе представить, что можно как-то ограничить вложения в финансовые активы, хотя другие страны в период кризиса это делали». Приоритетом, утверждает экономист, должно стать улучшение делового климата. Пока же бизнес-сообщество отмечает, что ему мешают работать нависшая неопределенность экономической ситуации, недостаток финансовых средств, высокое налогообложение. «Причем «неопределенность» в этом списке – самое главное зло. Поставьте себя на место инвестора – он не может даже бизнес-план составить в таких условиях! Поэтому и деньги не несет. А наши власти выводят чиновников из составов советов директоров, что хорошо, но явно не столь важно», – отметил Игорь Николаев.

Замдиректора института «Центр развития» Валерий Миронов считает, что не все деньги в обороте финансовых инвестиций сугубо спекулятивны. «Там очень много средств идет на слияния- поглощения. После кризиса усилился процесс структурной перестройки, уже нет такого бурного притока инвестиций на внешнем рынке, и скоро кончится количественное смягчение – цены на нефть могут упасть, потому что они в значительной степени поддерживаются за счет спекулятивных денег, которые центробанки мира бросают на поддержку экономики, – пояснил «НИ» эксперт. – В значительной степени они спасают экономику, но и выплескиваются на товарные рынки».

По словам г-на Миронова, в том, что вложений в нефинансовые активы во столько раз меньше, чем в финансовые, виновато еще и то, что экономика медленно восстанавливается. «В России, – отмечает ученый, – сегодня даже нет низкорискованных проектов, в которые пошел бы бизнес. Вот инвесторы и замерли. И все ждут предвыборной кампании – объявления экономической стратегии». Что делать в такой ситуации властям? «Нужно немедленно объявить, кто идет на выборы, и перестать бояться возможности расхолаживания рабочего аппарата одного из претендентов, который от президентства откажется, – советует ученый. – Гораздо меньшей бедой будет, если его чиновники перестанут работать, но бизнес поймет, кто есть кто, и начнет инвестировать. Потому что потери от оттока инвестиций и от неработающих нескольких сотен аппаратчиков несоизмеримы».

Валерий Миронов убежден: прокладывать правильный «экономический маршрут» нынешней власти не позволяет отсутствие конкуренции. «Чтобы выработать верные решения, нужна жесткая длительная дискуссия. А ее нет. «Угадать» экономическую политику невозможно. Это результат видения хотя бы двух-трех партий. А наша одна партия ничего менять не хочет, потому что, если вдруг станет хуже, ее обвинят… Интересно то, что альтернативных предложений полно, но их никто не хочет слышать, потому что они «не отвечают интересам». Условия меняются, а регулирование – нет. Ведь когда сырьевая рента высока, всем хочется отложить реформы. Поэтому мы и имеем однобокую, несбалансированную экономическую политику», – резюмировал аналитик.

"