Posted 15 июня 2006,, 20:00

Published 15 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Стук «черных» дровосеков

Стук «черных» дровосеков

15 июня 2006, 20:00
Каждый год на озеленение, показательную высадку черенков, лечение отдельных деревьев и даже дупел выделяются миллионы бюджетных рублей. Между тем деревьев в столице по-прежнему не хватает. По нормативам в городе должно быть не менее 28 кв. метров зеленых насаждений на душу населения. В 90-е годы на одного горожанина пр

Причину столь неутешительной динамики экологи видят в нелегальной и полулегальной вырубке деревьев в столице. Чтобы освободить место в центре города под стоянку или магазин, предприниматели в последнее время стали нанимать «черных лесорубов», которые безо всяких разрешений и, как правило, ночью расчищают лакомый кусочек земли. Впрочем, уничтожить мешающие строительству стволы можно и с официального согласия чиновников. Благо для его получения есть множество «сравнительно честных» способов.

Очевидно, что наибольший интерес для предпринимателей представляет центр столицы, где практически не осталось площадей для коммерческого строительства. Именно в Краснопресненском, Ленинском, Таганском районах все чаще раздается стук топоров «черных дровосеков». Один из показательных случаев произошел на днях на Большой Грузинской улице. Ночью во дворе одного из домов несколько молодых людей, одетых в оранжевую форму городских работников, спилили порядка 30 деревьев. «От шума пилы я проснулась и выглянула в окно, – рассказывает жительница дома № 42 Тамара Ванина. – Увидев, как ловко работают лесорубы, я решила, что, видимо, они пилят больные деревья, но когда они перешли к клену, который сажали еще мои родители, я поняла, что происходит что-то нехорошее». Обнаружив утром на месте сквера пеньки, жители дома обратились к местным властям, и тут выяснилось, что спил никто не разрешал. «Тогда-то мы поняли, где собака зарыта. Наш скверик давно приглянулся предпринимателям, – продолжает г-жа Ванина. – Они планировали построить тут кафе со стоянкой, но разрешения так и не получили. Вот и решили устранить своих «зеленых» конкурентов».

Версию местных жителей подтвердили сотрудники экологической милиции. Через несколько дней им удалось поймать «черных лесорубов», и те признались, что работали по заказу коммерсантов. «Нам от поимки преступников не легче, – говорит Тамара Ванина. – Деревьев в нашем районе и так не хватало, а теперь и вовсе не осталось. Власти, правда, высадили вместо старых кленов и лип новые саженцы, но ждать, пока они подрастут, придется долго. Старикам, я думаю, уже не удастся посидеть в тени деревьев».

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

«Случай на Красной Пресне не единичный. Можно привести сотни примеров, когда старые деревья нелегально вырубаются, - пояснил «НИ» член общественного Комитета защиты москвичей Алексей Навальный. – Аналогичные инциденты произошли недавно в сквере в Петровском переулке и у дома № 3 по Таганке. Пилами орудуют в основном мелкие фирмы, расчищающие площадки для строительства. Но бывает, сами жильцы вырубают деревья, чтобы, скажем, расширить парковку. Такой вандализм развивается активно еще и потому, что подобные преступления в большинстве случаев остаются безнаказанными». Административный штраф размером 2–3 тысячи рублей, конечно, не может остановить желающих. Уголовная ответственность по статье «экологическое преступление» наступает только в случае вырубки более-менее крупных зеленых насаждений, но процент раскрываемости по таким делам невелик.

Добиться официального разрешения на вырубки в Москве, оказывается, совсем несложно.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Плеснуть кислоты в дупло

Впрочем, идти на открытое преступление решаются далеко не все предприниматели. Тем более что сегодня существует масса более тонких и хитрых способов получить разрешение на вырубку зеленых насаждений. Самый простой – подпортить ствол, подождать несколько недель, пока дерево начнет болеть, а затем убедить чиновников в том, что его необходимо уничтожить по санитарным причинам или из соображений безопасности жителей. «Косвенная порча деревьев в последнее время набирает обороты, – рассказал «НИ» Владимир Сливяк, член совета международной группы «Экозащита». – Сделать маленький подпил, чтобы нарушить обмен веществ в дереве, не составляет никакого труда. Еще легче облить дерево кислотой, чтобы оно выглядело больным».

По нынешним правилам, если вы хотите снести хотя бы одно дерево, необходимо обращаться в Департамент природопользования Москвы за так называемым порубочным билетом. Но получить такой билет на «хворые» стволы, по мнению пресс-секретаря департамента Александра Герасимова не составляет труда. «Если деревья больные, старые или сломаны, например, после урагана, – рассказал «НИ» г-н Герасимов, – тогда проблем при получении разрешения на вырубку не возникает. В некоторых парках, например, в Лосином острове, при санитарной необходимости можно обойтись без порубочного билета».

«Саженцы-соплюшки»

Другой полулегальный вариант уничтожить деревья без лишней волокиты – это сузить границы парков и природоохранных зон. По мнению представителя Комитета защиты москвичей Алексея Навального, застройщики давно нашли такую лазейку. «Механизм прост. Четких границ природоохранных зон не существует, поэтому чиновники при желании могут их менять по собственному усмотрению, – объяснил г-н Навальный. – Вот и получается, что часть парка может оказаться как охраняемым объектом, так и территорией под застройку. Называется это «уточнение границ». Таким способом регулярно «уточняются» пределы Сокольников, Измайловского и Битцевского лесопарков, Лосиного острова. В Бутовском лесу служба внешней разведки расчищает себе место под строительство жилья. Земли просто переводят в другую категорию». По такой схеме, говорит г-н Навальный, под будущий Краснопресненский проспект были спилены несколько тысяч деревьев в Крылатском.

По закону «О защите зеленых насаждений» вместо каждого срубленного дерева вы обязаны высадить в том же квартале новое либо два новых, если в другом районе. Если не хотите возиться, то тогда надо заплатить. Деньги на посадку новых деревьев переводятся застройщиком на счет Департамента природопользования, который обязан пускать их на озеленение. Эффективность такой системы вызывает большие сомнения. Хотя глава Департамента природопользования Леонид Бочин твердит, что его подчиненные категорически отказались от всех прутиков и «саженцев-соплюшек» и отдают предпочтение только возрастным деревьям, эксперты убеждены, что новые высадки качественно уступают старым. О равноценной компенсации, если это не пересадка, говорить не приходится. Когда ствол старый, никакими взрослыми саженцами его экологическое воздействие не заменишь. Деревья в любом случае будут младше по возрасту. «Их еще можно сравнивать в чисто биологическом аспекте, – сказал «НИ» Алексей Навальный. – Спилили 30 кленов, и высадили столько же или больше, плюс обеспечили дерном, проследили за ходом посадки. Но чисто с экологической точки зрения это неравнозначная замена: пока приживется – минуют годы, да и масштабы высадки в любом случае будут не те».

Кроме того, вырубка старых и высадка новых деревьев зачастую разнесены во времени. Между уничтожением старых кленов, лип и ясеней и появлением новых черенков может пройти не один месяц. Так, по случаю расширения и реконструкции Ленинградского проспекта – от «Динамо» до «Сокола» – уже снесен длинный сквер, который разделял полосы движения. В качестве компенсации надлежит теперь высадить деревья на обочинах Ленинградки. Однако в управе района «Аэропорт» репортеру «НИ» сообщили, что новых деревьев до сих пор нет. «Пока высадить в этом же районе хоть какую-то замену не могут, потому что властями еще не выписан ордер на строительство дороги», – пояснил г-н Навальный.

Сложившаяся обстановка серьезно беспокоит экспертов. «Существуют определенные нормы «зелени» на душу населения. В средней полосе России это 28 кв. метров на человека, – пояснил «НИ» эколог Владимир Сливяк. – В 1990 году реальные данные составляли 26 кв. м, а в 2005 всего 16. По большому счету мне все равно, в чем причина – в деятельности «черных лесорубов», взяточничестве чиновников или неэффективности компенсационной системы. Какая разница! Если число зеленых пятен на карте Москвы по-прежнему будет сокращаться, город однажды просто задохнется».

"