Posted 15 июня 2004,, 20:00

Published 15 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Премьеру сделали укол

Премьеру сделали укол

15 июня 2004, 20:00
На открывшемся вчера в Северной столице Международном экономическом форуме премьер Михаил Фрадков пообещал, что в ближайшие годы зависимость России от «сырьевой иглы» снизится в три раза. Но, похоже, в реальность этих планов не верят ни члены кабинета министров, ни бизнес-сообщество.

Сформулировав столь амбициозную задачу, глава правительства постарался максимально уйти от конкретики, а потому говорил о практических путях ее решения. По его словам, необходимо искать новые источники роста, диверсифицировать экономику, укреплять позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках и улучшать предпринимательский климат. Кроме того, большие надежды Михаил Фрадков возлагает на новую бюджетную политику. Она в условиях налоговой реформы должна стать не просто инструментом перераспределения ресурсов, но и фактором развития экономики.

Оспаривать сказанное никто, естественно, не собирался: ни к месту, да и не по чину. Однако сомнения в том, что в достижении поставленных целей можно обойтись без решающей роли ТЭКа, прозвучали практически сразу. В частности, замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заявил, что важно не только диверсифицировать экономику, но и поддерживать развитие нефтяного и газового секторов, так как это – один из важнейших факторов развития экономики. «Увеличение экспорта углеводородного сырья должно быть одной из национальных программ, которую бы поддерживало правительство», – подчеркнул он. А в случае неблагоприятной конъюнктуры, по его словам, в 2006–2008 годах темпы роста ВВП даже могут снизиться с нынешних 6,6–7,3% до 3–3,5%.

О том, что «сырьевая игла» в обозримом будущем будет определять состояние российской экономики, свидетельствуют и планы федеральных ведомств. По данным Федерального агентства по энергетике (ФАЭ), российский экспорт топлива и энергии в 2005 году увеличится на 1,2–4,4% относительно уровня 2003 года. При этом в структуре экспорта доминирующие позиции по-прежнему сохранят нефть и газ, доля которых к 2006 году составит соответственно 43,9–45,6% и 34–35,7%.

Минэкономразвития свой трехлетний прогноз строит также исключительно на ценах углеводородного сырья. Так, при высоких ценах на нефть (26 долларов за баррель в 2005 году, 25 – в 2006-м и 24 – в 2007-м) рост ВВП России составит соответственно 5,9%, 6% и 6,1%. А при низких ценах (от 22,5 до 20 долларов за баррель) он снизится соответственно до 5%, 4,8% и 4,7%. То есть между ростом ВВП и экспортом сырья существует прямая корреляция.

Эксперты заявления премьера оценивают также неоднозначно. Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин заявил «Новым Известиям», что для резкого снижения сырьевой зависимости необходимы не просто слова, а радикальные шаги в сторону либерализации экономики. По его словам, нужно резко снизить ЕСН (до 21–22%), взять четкий курс на вступление в ВТО, максимально открыть валютную границу, полностью вывести государство из экономики и в одностороннем порядке либерализовать визовый режим со странами ЕС. А директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев вообще не уверен, что нужно ставить вопрос так, как это сделал Михаил Фрадков. По его словам, нефть и газ – это наши конкурентные преимущества, «и этого не стесняться нужно, а использовать на полную катушку». Тем более что по всем прогнозам цены на «черное золото» в ближайшие годы будут высокими. Другое дело, по словам г-на Николаева, что одновременно с развитием сырьевых отраслей необходимо проводить реформы и в других отраслях экономики. Но это уже зависит от решительности самого правительства.

Получается, что глава правительства обнародовал план, в реальности которого все без исключения сомневаются. Впрочем, этот лозунг, видимо, предназначался лишь одному человеку – Владимиру Путину. Но насколько он поверит премьеру, сказать пока сложно.

"