Posted 15 апреля 2015,, 21:00

Published 15 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:46

Updated 8 марта, 03:46

Опять шестьдесят пять

15 апреля 2015, 21:00
В последние два дня периодически возникающие на правительственном уровне споры о целесообразности повышения пенсионного возраста вспыхнули с новой силой. Руководство Минфина выступает за поднятие порога до 65 лет, социальные ведомства – категорически против. Окончательное решение спорного вопроса очевидно будет зависет
Сюжет
Пенсии

Волну на сей раз поднял министр финансов Антон Силуанов. Выступая на коллегии Минфина, он предложил не просто повысить возрастной порог выхода россиян на заслуженный отдых до 65 лет, но и сделать это немедленно. Невольным каламбуром прозвучала его фраза: «Нужно срочно решать вопрос отмены досрочных пенсий…». Развивая идеи своего руководителя, замминистра финансов Алексей Моисеев связал решение пенсионной проблемы с другой, не менее актуальной – импортозамещением. По его словам, переход на приоритет отечественного производства связан с преобладающей долей людей среднего и пожилого возраста в промышленности и сельском хозяйстве. Как говорится, «в бой идут одни старики» …

А если серьезно, то в Минфине озвучили по сути иной взгляд на само понятие пенсии. «Пенсионные выплаты, – подчеркнул Силуанов, – перестали быть платежом, связанным с утратой трудоспособности человеком. А стали фактически играть роль социальной выплаты по достижению определенного возраста». Экс-министр финансов, а ныне руководитель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин пошел еще дальше в оценках предлагаемых нововведений, высказав на днях мысль, что самим гражданам выгодно такое повышение, так как отпадет необходимость в увеличении налога для обеспечения пенсиями людей, завершивших трудовую деятельность, и это поспособствует увеличению уровня пенсионных выплат.

Понять активность руководителей Минфина на пенсионном направлении можно. В Пенсионном фонде России (ПФР) на сегодня – более 1 трлн. рублей накоплений. Но они не решают проблему дефицита ПФР. В бюджете фонда – зияющая дыра, которую год от года приходится закрывать за счет траншей из госказны. В прошлом году, к примеру, ПФР получил дополнительно за счет моратория на перевод средств на формирование накопительной пенсии 243 млрд. рублей. При этом дефицит ПФР в 2016 году превысит 766 млрд. рублей и впредь будет, по мнению независимых экспертов, только увеличиваться. За предложением поднять пенсионный возраст стоит попытка Минфина хоть как-то ослабить давление пенсионных обязательств на бюджет, и без того испытывающий большие проблемы из-за рецессии и падения цен на нефть.

По уже сложившейся традиции, социальный вице-премьер Ольга Голодец вчера заявила, что не поддерживает инициативу Антона Силуанова. «Сегодня у нас есть принятая концепция пенсионного обеспечения, и на сегодняшний день мы полностью ее выполняем. И мы от своего курса не отклонимся», – сказала она, добавив, что у россиян есть возможность отсрочить свой выход на пенсию в рамках действующего законодательства, и это дает возможность увеличить размер пенсии. «Эта система заработала с 1 января 2015 года», – напомнила Голодец.

Какое же решение по пенсионному возрасту в конце концов будет вынесено властями? По мнению Никиты Масленникова, руководителя проекта ИНСОР, более половины женского и свыше трети мужского населения, достигшего пенсионного возраста, продолжают трудовую деятельность. Поэтому мотивация людей продолжать работать очевидна. Но такая мотивация, по мнению собеседника «НИ», должна быть укреплена. В частности, должны быть приняты существенные правки в трудовом законодательстве, дающие дополнительные гарантии работникам –пенсионерам, а также должны быть подчеркнуты стимулы к накопительной системе.

«Повышать пенсионный возраст все равно, судя по всему, придется, насколько бы ни были велики популистские тенденции, – утверждает Масленников. – По той причине, что достаточных денег на содержание пенсионной системы в том виде, в каком она на данный момент существует, в бюджете просто-напросто нет».

"