Posted 15 апреля 2014,, 20:00

Published 15 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Рациональная стратегия

15 апреля 2014, 20:00
За последние недели произошло уже несколько эпизодов взаимного ограничения Россией и Украиной импорта ряда продуктов питания – сыров, шоколада, «молочки». Пока это больше демонстративные меры, не способные нанести значительного вреда российской экономике. Но в связи с риском вероятного введения санкций со стороны запад

Вчера на пресс-конференции в Москве директор Центра агропромышленной политики РАНХиГС Наталья Шагайда подчеркнула, что в российской и традиционной западной доктринах понятие продовольственной безопасности несколько различается. Продовольственная безопасность означает не полную самообеспеченность продуктами питания, к которой так стремится Россия, а только по тем продуктам, по которым она имеет сравнительное преимущество, т.е. может самостоятельно и относительно дешево их произвести.

Со своей стороны, главный научный сотрудник РАНХиГС Василий Узун назвал три основных критерия по определению безопасности в сфере продовольствия. Во-первых, это уровень продовольственной независимости. Во-вторых, соответствие рациональным нормам потребления. И, в-третьих, доступность продовольствия для населения. Чтобы считать, что страна независима в продовольственном плане, по зерну и картофелю необходимо обеспечивать не менее 95% потребления, по молоку – 90% и по мясу – 80%, уточняет эксперт.

И если по зерну Россия обеспечивает не только себя, но и еще порядка 50 млн. человек за рубежом, то вот падение по мясному сектору в 90-х годах мы только начинаем исправлять. Кроме того, начинает постепенно снижаться уровень независимости по молоку. Причем не без усилия самих представителей молочной промышленности, отмечает Наталья Шагайда. В настоящий момент у нас есть мощности для производства, но мало сырья, которое мы вынуждены закупать. Правда, в большей степени Россия закупает у Беларуси, в отношениях с которой не стоит опасаться непредвиденных ограничений. Тем не менее, отечественные производители вынуждены повышать стоимость своей продукции, что уже не прошло незамеченным для потребителей.

Что же касается рациональных норм потребления, то по мясу, хлебу, маслу россияне полностью обеспечены и даже превышают нормы, а вот по молоку, рыбе, яйцам есть отставание. В первых трех из десяти групп, на которые делится население по душевым доходам в рамках изучения обеспечения продовольствием, наблюдается недоедание, а в трех последних – переедание нормативных норм.

Эксперты отметили, что официальные данные, получаемые и публикуемые министерствами, демонстрируют «среднюю температуру по больнице», которая в России относительно радужная. Но специалисты отмечают, что при детализации исследований даже по регионам, не говоря уже об отдельных населенных пунктах, ситуация будет несколько отличаться. Так, порядка 24% населения страны тратят от половины своих доходов и выше на продовольствие, хотя нормальным для развитых стран считается показатель в 15–20%. Если в Москве люди могут на привычный объем расходов на продовольствие приобрести в среднем четыре набора продуктов, то в Ингушетии или Дагестане – не более одного. На это руководству страны следует обратить пристальное внимание.

Кроме того, эксперты отметили вымывание из экономики малых форм хозяйствования и замещение их крупными агропромышленными холдингами, а также незавершенность земельной реформы, коррупционное распоряжение сельскохозяйственной землей в отдельных регионах и частую подконтрольность российских земель иностранным бенефициарам.

Председатель мясного союза России Мушег Мамиконян отметил, что необходимо заняться перераспределением бюджетных средств из тех отраслей сельскохозяйственной промышленности, которые уже демонстрируют значительный рост и превышение показателей обеспечения населения (например, производство мяса курицы), в отрасли, которые этих вливаний требуют. Также он отметил, что не видит серьезных последствий в возможных санкциях со стороны Запада именно на продовольствие. Дело в том, что российский экспорт и импорт серьезно отличаются. Мы экспортируем базовые товары, а импортируем по большей части продукцию в упаковках, которая не входит в категорию жизненно необходимых продуктов. Поэтому эксперты считают, что Россия в целом слабо зависима от импорта продовольствия. А в вопросах экспорта нашего продовольствия страны Запада, как уже сообщали «НИ», никогда не были и не являются стратегическими партнерами. Рос­сийский экспорт в основном уходит на Ближний Восток, в страны Африки и СНГ.

"