Posted 15 апреля 2008,, 20:00

Published 15 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Быт или не быт?

Быт или не быт?

15 апреля 2008, 20:00
Россия вместе со всем миром гадает, как остановить рост цен на продукты питания. С начала года, по данным Росстата, стоимость их минимального набора выросла уже на 10,6%, а уровень инфляции достиг 5,3%. Однако не менее заметным «забойщиком» этого скачка стало удорожание на 7,5% оказываемых населению платных услуг. Коне

Экономисты уверяют: в современном обществе сфера услуг является одним из главных показателей его развития. Как рассказал «НИ» председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александр Борисов, в структуре наших потребительских расходов доля продуктов питания сегодня составляет 33%, непродовольственных товаров – 38% и услуг –23%. Много это или мало, станет ясно при сравнении: к примеру, в США и Великобритании люди тратят на продукты 15% семейного бюджета, на промышленные товары 43% и на услуги 45%. Конечно, наши и их доходы несопоставимы, но, как говорится, было бы на что тратить.

Ежегодное исследование Союза потребителей РФ наглядно показывает, что существующего объема бытовых услуг населению страны попросту не хватает. По итогам последнего опроса потребителей 18,9% ощущали дефицит услуг прачечных и химчисток, 18,5% – услуг ремонта бытовой техники и 8,3% – ремонта обуви.

В то же время, по данным Росстата, объемы предоставления бытовых услуг населению последние несколько лет показывают стабильный прирост в среднем на 5–8% за год. И это тоже правда, однако есть в ней один нюанс. В абсолютных лидерах как по объемам, так и по темпам роста уже несколько лет ходят ремонт и строительство жилья, а также техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. В прошлом году, например, на двоих они выдали 54% всего объема услуг. В последнее время к лидерам стали подбираться парикмахерские и химчистки, но другие услуги развиваются куда меньшими темпами или не развиваются вовсе. Уже несколько лет почти не растет ремонт обуви и бытовой техники, постепенно уменьшается в объемах ремонт и пошив одежды. Хуже всего обстоят дела с услугами прачечных, которые ежегодно теряют 6–12% объема услуг.

В столице, как всегда, своя специфика. Наибольшая плотность бытовых услуг здесь приходится на центр города, а в спальных районах, где как раз и живет большинство населения, их не хватает. А тенденцию их расслоения подтвердил «НИ» советник мэра Москвы, президент Московского фонда поддержки малого предпринимательства Александр Иоффе. «В сфере предоставления бытовых услуг есть и благополучные секторы: уже достаточно много парикмахерских, металлоремонтных мастерских, предприятий по фотопечати. Но мастерских по ремонту обуви и одежды действительно не хватает. Это очень нерентабельные виды деятельности, поскольку клиентами этих мастерских в основном являются малообеспеченные люди. А значит, и цена на услуги не может быть высокой. В результате этим бизнесом не хотят заниматься ни предприниматели, ни рабочие», – сообщил «НИ» эксперт.

Практически теми же наблюдениями поделился с нами и Александр Борисов. «Сформировался набор услуг, традиционно потребляемых высокодоходными группами населения: связь, туризм, ремонт и обслуживание автомобилей и жилья. При этом на развитие тех или иных сегментов активно влияют изменения потребительских предпочтений. Так, рост продаж автомобилей и жилья привел к значительному росту доли услуг по их обслуживанию и ремонту, заполнение рынка современными моделями одежды и мебели приводит к сокращению таких видов услуг, как ремонт и пошив изделий одежды и ремонт мебели», – рассказал он «НИ». Особый вопрос – качество. Сопредседатель Союза потребителей РФ Евгений Мясин сообщил «НИ»: «В нашем исследовании на первом месте по беспокойствам населения стоит даже не цена, а качество. 42% опрошенных недовольны качеством услуг химчисток и 57,7% – качеством ремонта бытовой техники. Высокие цены стоят лишь на втором месте, а на третьем – претензии к большим потерям времени».

Специалистов беспокоит и еще один перекос в этой сфере. На Западе главная роль в развитии сектора услуг принадлежит малому бизнесу. Россия в первые реформенные годы тоже стремилась пойти по такому пути, но с каждым годом роль небольших предприятий становится все меньше и меньше.

Малый бизнес постепенно вытесняется с рынка бытовых услуг крупными сетевыми компаниями. «В больших городах доля малого бизнеса меньше, чем на периферии, – сообщила «НИ» член правления «ОПОРЫ России» Наталья Чудакова. – В провинции этот сектор экономики еще существует, но сетевые компании проникают повсюду и будут выдавливать малый бизнес и в регионах. В нынешних условиях он не в состоянии конкурировать с крупными компаниями, и если правительство не обратит на него внимание, он утонет». Александр Борисов возражает, что «добросовестным работникам этой сферы ничего не грозит». «Вклад личностных качеств в услугу здесь настолько велик, что всегда есть возможность соревноваться с крупным сетевым бизнесом даже с очень высокими производственными стандартами. Кроме того, всегда останутся ниши, где никакая стандартная услуга не сможет одолеть трудолюбие, радушие, вкус и персонализацию», – рассуждает эксперт.

Однако одним радушием сыт не будешь. Главные проблемы малого бизнеса – это нехватка площадей и вытекающая из нее высокая арендная плата, а также дефицит квалифицированных кадров. Богатая столица, кстати, пытается решить эту проблему, но и у нее это выходит со скрипом. «В Москве есть программа по развитию сектора бытовых услуг. Предполагается переоборудовать многие тепловые пункты, которые есть почти в каждом дворе и которых больше тысячи, под бытовые мультисервисы, – рассказал нам Александр Иоффе.– То есть в одном помещении будет предоставляться весь спектр бытовых услуг. Причем арендная плата предполагается очень низкая – всего 1 тыс. руб. в год. Однако есть некоторые сложности, в частности с владельцами этих тепловых пунктов. Конечно, хотелось бы, чтобы программа реализовывалась интенсивнее, но главное, что вектор развития обозначен».

Наконец, есть проблемы и иного свойства. Мало того, что быть сапожником, портным и прочим «бытовым» персоналом становится у нас непрестижно. Потенциальные малые предприниматели, которые могли бы эту сферу поднять, не идут в нее еще и потому, что знают: работать не дадут. «На Западе изначально предприниматели – это социально значимая часть населения, которая формирует бюджет. Там бизнесмен на голову выше чиновника, который приходит на малое предприятие и старается ему помочь. У нас же государство приходит, чтобы провести проверку, оштрафовать, покарать, напугать или просто «взять», – рассказывает Наталья Чудакова. А с таким менталитетом представителей власти сопоставлять объемы и качество наших услуг с западными еще долго будет бессмысленно.



РЯЗАНСКИЙ ДОМ БЫТА ОСТАЛСЯ БЕЗ БЫТА
В советские времена рязанский Дом быта был одной из достопримечательностей города. Огромный, в шесть этажей, он вмещал в себе всевозможные ремонтно-швейные мастерские и ателье. Когда начались экономические реформы, цеха постепенно стали закрываться, некоторые площади переквалифицировались в торговые. Чем тут только не торговали – от трикотажных изделий, производившихся на месте некогда популярных мастерских, до заморского секонд-хенда и пирожков. Затем «бытовой мегаполис» и вовсе перестал функционировать, и огромное здание в центре города некоторое время попросту пустовало.
А потом тут наступили времена великих преобразований. Серая шестиэтажная «коробка» стала практически прозрачной. Вместо тяжеловесных грузовых подъемников этажи связали эскалаторы и современные лифты. Частный инвестор превратил Дом бытовых услуг в обширный торговый центр, в котором есть все, что угодно – продукты и бытовая техника, ресторан и косметический салон, ювелирные украшения и спортивные товары, развлекательный комплекс и салоны модной одежды. Вот только бытовых услуг нет ни на одном из шести этажей.
Зоя МОЗАЛЁВА, Рязань

КУБАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ НЕ ИДЕТ В САПОЖНИКИ
Тарифы на бытовые услуги растут в Краснодаре постоянно, и отследить в этом какую-то закономерность на первый взгляд невозможно. Однако знакомый переплетчик рассказал собкору «НИ», что он переоценивает свой труд всякий раз, как только повышаются цены на хлеб. И действительно, за год буханка подорожала примерно на пятую часть, и «быт» ответил на это почти пропорционально. Так, билет на помывку в бане с 70 руб. вырос до 90 на одного человека, примерно такой же «взлет» показали и химчистки с прачечными. По старым расценкам продолжают работать лишь только салоны татуировок.
На сегодняшний день самая дефицитная в городе услуга – ремонт обуви. Маленькие, привычные глазу будки в центре Краснодара исчезли почти все. Держатся только бывшие комбинаты бытового обслуживания, и то число их заметно сократилось. Сапожным ремеслом сейчас занимаются в основном пожилые люди, у молодежи эта профессия не в почете. Ее не привлекает даже то, что услуги постоянно растут в цене. Так, за год простая набойка на каблук стала на 20% дороже. Может быть, дело в том, что зачастую дешевую китайскую обувь клиенты предпочитают выбрасывать, а не ремонтировать?
Но если сапожники все же держатся, то другие бытовые службы закрываются одна за другой. Например, количество химчисток сократилось почти в два раза. Есть и невиданная до недавних времен проблема – починить сломавшийся монитор компьютера. В телемастерских за эту работу не берутся, и в городе есть только один мастер, который готов починить монитор. Понятно, что желающие выстраиваются в очередь. А ведь ремонтом и наладкой компьютеров в городе занимаются сотни специалистов.
Сергей ПЕРОВ, Краснодар

САМАРЦЫ СТРИГУТ СЕБЯ САМИ
До начала 90-х годов в Самаре работало государственное предприятие – Дом быта «Горизонт». В 11-этажном монолитном здании, расположенном в центре города у Волги, можно было постричься, сшить и погладить одежду, отремонтировать бытовой электроприбор, постирать, короче, получить широкий спектр бытовых услуг. Пришло время, и трудовой коллектив предприятия попытался «перестроиться», потом была приватизация, многолетняя борьба за собственность, длительные судебные тяжбы. Из более чем 750 сотрудников, которые работали в «Горизонте», осталась треть. Оборудование ветшало, а Дом быта сжимался, как шагреневая кожа.
Тем временем в Самаре и других городах области появилось множество частных «точек» быта. Тарифы там немалые. Например, ремонт обуви обойдется в 150–300 руб. Простая набойка на каблук стоит 170 руб. Вшить в куртку «молнию» в ателье – 200 руб., а у вьетнамцев, работающих прямо под открытым небом, в два раза дешевле. 1 кг белья в самарской прачечной стирают за 80 руб. Если одежда фасонная – уже 100. Самая дешевая мужская стрижка – 170, женская – 200 руб. Но поскольку дамы хотят «выглядеть», меньше чем в 500 не уложиться. Такие цены кусаются для большинства самарцев, поэтому и стричься, и ремонтировать обувь, и стирать они теперь предпочитают сами.
Сергей ИШКОВ, Самара

В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА БЕЗРАЗДЕЛЬНО ВЛАСТВУЮТ БУТИКИ
«Хватит бутиков!» – воскликнула губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на заседании Общественного совета по развитию малого предпринимательства, которое прошло в начале апреля. Такова была реакция градоначальницы, когда она, ткнув пальцем в карту города, обнаружила полное отсутствие бытовых услуг в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах. В течение месяца чиновники должны разобраться с нехваткой услуг в центре второй столицы.
Между тем, несмотря на то, что система домов быта в городе давно развалилась, она не умерла – в этой сфере занято около 40 тыс. человек, которые оказывают более 600 видов услуг. По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, на рынке бытовых услуг в Петербурге лидируют салоны красоты. В структуре услуг наибольший удельный вес занимают парикмахерские (29%), ремонт, покраска и пошив обуви заметно отстают – 11%, а на пошив и ремонт одежды приходится лишь 7%.
В центре города, где арендная плата слишком высока, салоны и ателье действительно выживают с трудом. В спальных районах им работать попроще, поэтому там до сих пор на плаву остались около 20 старых домов быта. В них, как правило, сохранились приемные пункты химчистки, мастерские по пошиву и ремонту одежды, прачечные, ремонт часов, изготовление ключей, фотоателье. А вот мастерские, оказывающие недорогие бытовые услуги, еле сводят концы с концами – помещения, в которых они располагаются, зачастую не ремонтировались лет по десять. Мелкие арендаторы не могут «вложиться» в ремонт, потому что такие расходы для них разорительны. И хотя клиентам не по нраву требующие хотя бы косметического обновления внутренние интерьеры и полуразрушенные ступени, сами «бытовики» на все это не обращают внимания.
Наталья ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

ГЛУБИНКА ЗАПЛЕТАЕТ АФРИКАНСКИЕ КОСИЧКИ
В поселке Чердаклы (35 км от Ульяновска, 11 тыс. жителей), как это ни странно, есть все, что душе угодно. Правда, со своей, местной спецификой. Есть даже салон красоты под романтично-интригующей вывеской «Дежавю», расположившийся во вполне респектабельном особняке из красного кирпича. «Мы стрижем только по предварительной записи», – с порога извещает белокурая Олеся, гордо замечая, что от клиентов в последнее время просто нет отбоя. «А почему «Дежавю»?» – интересуюсь, уже перешагивая порог. Девушка пожимает плечами: «Слово красивое». Прейскурант приятно удивляет демократичными ценами: постричься здесь можно всего за 70 руб. Любителям экзотики могут заплести африканские косички в чердаклинской интерпретации или сделать ногтевой пирсинг за 50 руб.
Местная баня – заведение едва ли не сакральное. Говорят, что попасть туда крайне сложно, потому как работает она лишь раз в неделю – по субботам. Невзрачное здание разместилось на самой окраине. На двери огромный навесной замок и предельно короткий прейскурант – одна помывка стоит 35 руб., дети до семи лет обслуживаются бесплатно.
Под крышей чердаклинского универмага обитает часовщик – тощий мужичок в толстых очках, закрепленных с помощью резинки на затылке, с неподдельным интересом ковыряет тонкой отверткой «Командирские». «Ждать хорошего не приходится, – печально признается он. – Аренда здесь шибко дорогая». Чтобы удержаться на торговых просторах местного ЦУМа, ему пришлось диверсифицировать бизнес – заниматься еще и оформлением подарков, заворачивая их в цветную бумагу. В поселке прекрасно себя чувствует и бюро ритуальных услуг. «Вот, ознакомьтесь, – протягивает прейскурант подтянутый молодой человек, на лице которого трудно заметить печать скорби. – У нас как раз новые гробы появились, очень эффектно смотрятся».
Обувной мастер Михаил Федорович своими силами соорудил киоск у дороги, в котором вот уже несколько лет ремонтирует местным жителям каблуки и меняет подметки. Это о таких, как он, недавно говорил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: мол, поставили «курятники на курьих ножках», весь вид портят. По меткому выражению Михаила Федоровича, он здесь «случайным образом затесался». «Если я сегодня умру, то завтра в Чердаклах обувь больше никто не починит», – объясняет сапожник. Такие мастера – «последние из могикан». В областном центре их уже практически не осталось. В маленьких городах и поселках умельцы еще есть, но арендная плата окончательно загнала их в угол. А в Чердаклах считают, что такому сервису здесь не место.
Михаил БЕЛЫЙ, Ульяновская область

"