Posted 15 апреля 2007,, 20:00

Published 15 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Бухгалтерская петля

15 апреля 2007, 20:00
К концу прошлой недели, а именно к 15 апреля, неправительственные организации (НПО) должны были предоставить отчеты о своей деятельности по новой форме. Как признаются представители НПО, «новинка» в виде дополнительных бюрократических бухгалтерских требований позволяет выжить только самым крупным организациям, обладающ

До 15 апреля все неправительственные организации в России были обязаны сдать отчеты в Росрегистрацию по новым, более жестким требованиям. Нельзя сказать, что НПО были к этому не готовы – о «новинке» стало известно еще зимой. Руководители и бухгалтеры организаций уже тогда отмечали, что отчитаться «чисто» вряд ли кому-то удастся – так велико нагромождение требований и условий, которые нужно выполнять. Сегодня обоснованность этих опасений не вызывает сомнений.

«Под предлогом проверки нашей отчетности к нам предъявила претензии прокуратура, – сообщила «НИ» председатель организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – У нас уже давно возник конфликт с заместителем прокурора Москвы Вячеславом Росинским по поводу нашей работы с беженцами – якобы мы помогаем не тем, кого вынужденным переселенцем признало государство. Но в России лишь 397 человек признаны беженцами, а в действительности их около 500 тыс. Раньше у прокуратуры не было формальных оснований для претензий, а теперь они просят проверить правильность нашей отчетности».

По словам г-жи Ганнушкиной, формулировки требований по финансовой и прочей отчетности составлены неясно, и интерпретировать их можно как угодно. По ее мнению, для того чтобы просто разобраться с этой документацией, нужно несколько штатных сотрудников – бухгалтеров и юристов, а в мелких НПО таких людей попросту нет.

По мнению руководителя другой неправительственной организации, главы движения «За права человека» Льва Пономарева, массового закрытия НПО все же не произойдет, но это государству и не нужно. «Властям необходимо над каждой НПО повесить топор – сегодня они не будут никого закрывать, но в случае появления такого желания органы без труда смогут это сделать с любой НПО, ведь требования в законе даже чисто теоретически невыполнимы, – сообщил правозащитник «НИ». – Представьте себе, нам придется теперь отчитываться за каждое проведенное собрание, а я их провожу по три-четыре в день. Мы, посовещавшись с представителями других НПО, решили такую информацию просто не сообщать. Даже если бы мы и захотели – это просто физически невозможно».

Бухгалтер движения «За права человека» подготовила все необходимые бумаги, хотя и совершенно не понимает, почему в них вдруг возникла необходимость. «Мы и так отчитываемся дважды – перед налоговой инспекцией и перед грантодателем. Если у государства возникают при этом какие-то вопросы – на что тогда спецслужбы? При этом сами требования абсурдны. Во-первых, даже региональные НПО из двух-трех человек вынуждены будут каждый год регистрировать всю свою оргтехнику, и неправильно оформленный принтер может стать основанием для претензий. Во-вторых, в требованиях к отчетам содержатся такие вольные формулировки, как «иные материалы, подтверждающие деятельность уставных целей», а это может значить что угодно. Мало того, с нас требуют прилагать к этим отчетам все наши публикации и протоколы всех собраний. Это уже даже теоретически невыполнимо», – отмечает финансист.

По мнению Льва Пономарева, новые правила финансовой отчетности лишают неправительственные организации презумпции невиновности. «Надо понимать, что НПО – это такая же ячейка гражданского общества, как обычная семья. Если члены семьи платят налоги и являются законопослушными гражданами, никто же не будет требовать, чтобы муж отчитывался перед государством, что он купил к ужину или подарил своей жене на день рождения! И никто не будет обвинять члена семьи в подготовке «оранжевой революции», если он работает в американской компании. А вот к НПО это все почему-то оказывается применимым», – отмечает г-н Пономарев.

"