Posted 15 марта 2016,, 21:00

Published 15 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

Вечный донор для бюджета

15 марта 2016, 21:00
Предложение Минфина о продлении заморозки накопительной части пенсии оправдано в текущих условиях, считает глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов, единоросс Ольга Баталина. По ее словам, речь не идет об изъятии средств населения, поскольку все страховые взносы будут учтены в размере будущих пенс
Сюжет
Пенсии

Между тем в октябре 2015 года первый зампред ЦБ Сергей Швецов сообщил, что Банк России при содействии Всемирного банка разработает альтернативную систему пенсионного обеспечения. Задача – сделать накопительную систему менее затратной для бюджета, но не менее эффективной с точки зрения объема привлекаемых от населения средств для последующего увеличения коэффициента замещения.

А пока ясно, что стране придется жить с тем, что есть. И что в обозримой перспективе в бюджете не будет хватать средств на трансферт Пенсионному фонду. Как подсчитали в Минфине, замораживание взносов в 2017 году сэкономит около 400 млрд. рублей за счет сокращения трансферта.

У независимых аналитиков судьба накопительной части пенсии давно вызывает вопросы и тревогу. За ее сохранение изначально выступали Минфин, Минэкономразвития и ЦБ, против – социальный блок правительства, предлагавший вывести накопительный элемент из системы обязательного пенсионного страхования. Напомним, в соответствии с российским законодательством работодатель перечисляет 22% из фонда оплаты труда каждого сотрудника в пенсионную систему: 16% идут в страховую часть (включая выплаты пенсионерам), 6% – в накопительную.

Сейчас поступления в Пенсионный фонд формируют работающие граждане, их приходится по 120 человек на 100 пенсионеров. Причем демографические данные свидетельствуют, что это соотношение с каждым годом будет сокращаться.

По мнению Ольги Баталиной, сохранение накопительной части пенсии целесообразно лишь в том случае, когда она эффективна – то есть когда приносит владельцу этих средств устойчивый, стабильный, превышающий инфляцию доход. Однако, считает депутат, на данный момент негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не обеспечивают такого уровня дохода и не обладают достаточной финансово-экономической стабильностью.

По данным Центробанка, выбор в пользу НПФ и частных управляющих компаний сделали 28,6 млн. человек, или чуть более половины имеющих на это право. Объем активов, которые находятся в управлении НПФ, в первом полугодии 2015 года вырос на 52% и составил 1,71 трлн. рублей. По данным ЦБ, за девять месяцев прошлого года положительную доходность от размещения средств пенсионных накоплений получили 76 из 78 НПФ.

Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) выступила против нынешней инициативы Минфина. «У правительства отсутствует долгосрочная стратегия в сфере пенсионного обеспечения, – отмечается в официальном заявлении НАПФ. – Мы в очередной раз становимся свидетелями того, что государство руководствуется сиюминутными решениями. Очевидно, что в нынешних экономических условиях пенсионные накопления становятся прямым и постоянным «донором» для бюджета».

Как заметил в беседе с «НИ» руководитель Центра социальной экспертизы Института социальной политики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов, если кризис продлится еще два-три года, то накопительная часть пенсий подпадает под очень большой риск, поскольку к ней постоянно будут обращаться. «Конечно, эти деньги никто не сворует, они будут аккумулироваться на наших страховых счетах и учитываться при определении размера пенсий, – говорит эксперт. – Но мы не сможем ни инвестировать их, ни получать какой-то доход. Накопительная часть была хороша тем, что давала людям выбор. Мы могли самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои экономические действия, уменьшая тем самым зависимость от государства. А теперь опять придется ждать от него пенсионных подачек».

"