Posted 15 марта 2004,, 21:00

Published 15 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Заказ на будущее

Заказ на будущее

15 марта 2004, 21:00
То, которое приносит прибыль в максимально короткий срок, или то, где предпочитают устойчивое будущее сиюминутной выгоде? Об этом размышляет обозреватель и аналитик Антон ЗВЯГЕЛЬСКИЙ.

Практика пореформенного периода показывает, что в российском бизнесе постепенно наметилось два полюса: грамотное антикризисное управление, представители которого формируют тонкий слой российской деловой элиты, и, наоборот, класс предпринимателей, стремящихся к моментальным результатам и обогащению в ущерб делу, которым занимаются. Сегодня, к сожалению, в нашей в стране таких большинство. Хотя случаются и приятные исключения.

После десяти лет «бандитского капитализма» Россия может похвастаться компаниями, корпоративная этика и культура ведения дел которых вызывает уважение даже у западных коллег. Одним из них по праву можно назвать АО «Апатит». В последние несколько месяцев старейшее предприятие оказалось в центре внимания. А как живут на фоне бурных политических событий десятки тысяч людей, населяющих города Апатиты и Кировск? Что происходит с самим предприятием? И что вообще думают жители о происходящем? Ведь события наверняка коснулись и их.

В начале 90-х на комбинате сложилась ситуация, которая грозила социальным взрывом. Эффективность производства снизилась, что объяснялось ухудшением горнотехнических условий добычи, снижением качества руды и рядом других факторов. Все чаще стали появляться проблемы со сбытом готовой продукции. В середине девяностых уровень производства достиг такой низкой отметки, что всерьез встал вопрос о закрытии двух рудников и обогатительной фабрики. Распад экономических связей и потеря рынков, отсутствие спроса на апатитовый концентрат у российских потребителей поставили предприятие на грань выживания. При этом оно было вынуждено нести огромные расходы на содержание основных фондов, а также содержание ведомственного жилья. В результате «Апатит» лишился оборотных средств, не мог рассчитаться за потребляемую электроэнергию и оказался на грани банкротства. Задолженность федеральному бюджету достигла 11 млрд. руб., с каждым годом увеличивались неплатежи. Значительно сократилось само производство апатитового концентрата. Огромная страна, потреблявшая миллионы тонн удобрений, внезапно перестала их покупать. Сокращения следовали одно за другим. Руководство было вынуждено закрыть апатит-нефелиновую обогатительную фабрику № 3, считающуюся одним из главных подразделений концерна. В начале 1994 года государство в последний раз профинансировало комбинат. Было решено избавиться от нерентабельного предприятия, оказавшегося непосильным бременем для бюджета страны.

«Апатиту» грозила медленная смерть: устаревшее оборудование, отсутствие средств на обновление научно-производственной базы и как результат сокращение кадрового состава с последующим банкротством.

Во всяком случае такая схема используется для «выворачивания рук» многим промышленникам и предпринимателям. Однако в нашем случае все произошло иначе. Приватизацию падающего предприятия осуществила новая команда управленцев под руководством ныне опального Михаила Ходорковского, обладающая профессиональными кадрами, с опытом антикризисного управления и здоровыми амбициями. И, что важно, обладающая финансовыми возможностями. Для выхода из кризиса была разработана концепция развития АО «Апатит». Если в 1996 году уровень капвложений составил 22,8 млн. рублей, то в 1999-м он достиг вместе с лизингом 874,7 млн. рублей. Все это позволило увеличить выпуск апатитового концентрата и, как следствие, дало возможность встать на ноги заводам по производству фосфорных удобрений – был возобновлен выпуск удобрений на заводах в городах Балаково и Уварово, произошел заметный рост производства удобрений на заводах в Мелеузе, Белореченске и Лермонтове. В результате успешной работы предприятие обеспечило выплаты во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды, которые составляли 168,4 млн. рублей в 1996 году, 307,1 млн. – в 1997-м, 436,8 млн. – в 1998-м и 12267,8 млн. – в 1999 году. «Апатит» вернулся в число наиболее стабильно работающих предприятий.

Новые собственники расконсервировали простаивающую апатит-нефелиновую фабрику, провели ряд реорганизаций, постепенно оптимизируя процесс производства, заменили устаревшее оборудование на более совершенное. Буровые установки, погрузочно-доставочные машины и многое другое завезли из Скандинавии, Финляндии и Германии. И в 1999 году объем выпуска апатитового концентрата на «Апатите» вырос на миллион тонн. Такой рост можно считать рекордом не только для объединения, но и для других горно-обогатительных предприятий страны. Этот успех, считают эксперты, стал возможным благодаря многим факторам, в том числе удачно подобранной команде управленцев, которых объединил на данном проекте Михаил Ходорковский.

В 2002 году на старейшем на предприятии Кировском руднике был открыт новый «добычной» горизонт. Планируется, что объем извлекаемой руды составит здесь около 3 миллионов тонн в год. С введением в строй новой выработки появляется гарантия сохранения объема производства апатитового концентрата на уровне 8,5 миллиона тонн в год. Причем до 2015 года.

Сегодня ОАО «Апатит» – один из крупнейших в мире горно-химических комбинатов. Из разведанных к настоящему времени десяти месторождений в эксплуатации находятся шесть, отработка которых ведется подземными и открытыми рудниками. Обогатительный комплекс, состоящий из двух фабрик, осуществляет переработку апатито-нефелиновых руд. В структуру комбината входят железнодорожный, автотранспортный цехи и более двадцати вспомогательных подразделений. Руководить таким огромным современным холдингом не каждому под силу.

В Апатитах и Кировске появилась инфраструктура, которой не стыдно похвастаться и перед иными столицами – собственный горнолыжный курорт, современный спортивный комплекс, лечебные учреждения, оснащенные по последнему слову технику, для досуга молодежи условия, недоступные большинству их российских сверстников.

Практически на крайнем севере страны – в Мурманской области – есть санаторий «Тирвас». В переводе с саамского языка диковинное название означает «уют, покой». Здесь часто организуется специализированный детский отдых, в программу которого входят и спортивные состязания. «Трудные» ребята провинциальных северных городов, чьи родители не смогли их вывезти на юг, принимают лечебные ванны, грязелечение, физиопроцедуры. Руководство ОАО «Апатит» приняло решение: объединить ребят, оставшихся без «летнего» присмотра, в одну семью, создав здесь что-то вроде лагеря, где для каждого найдутся кружки по интересам, каждый сможет реализовать себя в зависимости от возможностей. Галина Буторина, работающая в санатории 11 лет, говорит, что такого подхода к детям она еще не видела. «Здесь родилась новая большая семья», – убежденно говорит она.

А зачем это нужно самому «Апатиту», ведь на объемах прибыли это не сказывается. Между тем «Тирвас» – это лишь незначительный штрих в общей социальной программе, принятой на комбинате. Проект «Интернет-образование» дает детям возможность бесплатного доступа в мировую паутину, существуют также целая сеть лагерей отдыха, различные программы поддержки одаренных детей. Только в масштабах Апатита и Кировска головной холдинг инвестировал «в детство» миллионы долларов.

Зачем это нужно московским олигархам? С точки зрения принятых ныне в России стандартов ведения бизнеса это загадка, так как здесь явно невозвратные инвестиции. Но если смотреть с точки зрения долгосрочных перспектив, то логика команды Ходорковского становится абсолютно понятной. И именно благодаря этой логике АО «Апатиты» сегодня – единственный пример в масштабах страны, где успешно и последовательно реализуется программа социально-экономического развития до 2050 года. То есть нынешние менеджеры пытаются обеспечить будущее поколению россиян, которые должны «встать к станку».

В подразделениях АО «Апатит» работает каждый шестой трудоспособный житель Кировско-Апатитского района. Учитывая то, что на мировом рынке фосфатов случился кризис, переходящий в непродолжительный застой (в России также произошло снижение производства минеральных удобрений), здесь принята и начала реализовываться программа развития края апатитов. В ней прописана каждая мелочь. К примеру, предприятие за последние два-три года привело в порядок крыши более 200 зданий Кировска, что составляет около 70 процентов жилого фонда города. В масштабах страны ремонт кровли апатитских домов – пылинка, в масштабах отдаленного промышленного района – сродни событию года. Еще и потому, что даже в крупных мегаполисах вряд ли встретишь такую заботу о населении, как здесь.

В программе деятельности «Апатита» также поддержка лечебных и образовательных учреждений: Хибинского технического колледжа – филиала Санкт-Петербургского горного института, Кольского филиала ПетрГУ. Начиная с подготовки и отбора специалистов в подшефных учебных заведениях, менеджеры раскрывают свою «визитную карточку»: от умений и усердия каждого зависит общий успех дела. От этог, в конце концов зависит то, что жители района имеют сейчас и будут иметь в перспективе. Работа на будущее – что может быть интереснее? Таким образом, предприятие, затыкая собой бреши государственного финансирования, выполняет чрезвычайно важный общественный заказ. Заказ на будущее.

Сегодня работать в ОАО «Апатит» вновь стало престижно. И не только потому, что здесь выросла заработная плата. Появились перспективы у молодежи. Студенты, хорошо зарекомендовавшие себя, получают производственную стипендию, самые перспективные – повышенную стипендию. На комбинате считают, что молодые талантливые специалисты – это не только будущее самого предприятия, но и всего края апатитов.

"