Posted 15 февраля 2007,, 21:00

Published 15 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:43

Updated 8 марта, 08:43

Деньги из грязи

Деньги из грязи

15 февраля 2007, 21:00
Минувшая неделя запомнится москвичам снегопадом, какого не было несколько лет. К тому, что снег у нас чистят из рук вон плохо, мы привыкли, но пожалуй, впервые на улицах Москвы зимой появилось столько грязи.

Парадокс, но количество ее прямо пропорционально средствам, которые идут из бюджета города на наведение чистоты в Белокаменной. Сообщения о том, что в качестве главного оружия выбраны «химические реагенты нового поколения», напоминали победные реляции фронтовых генералов. По словам сотрудников столичного департамента ЖКХ, противогололедные материалы безопасны для окружающей среды. Однако москвичи после месяца снегопадов начали сомневаться в экологической чистоте веществ, которыми посыпают в столице дороги и тротуары. «НИ» выяснили: безопасных «присыпок» для мостовых нет. ЖКХ Москвы в данном случае оказывает добрую услугу не столько горожанам, сколько крупным производителям реагентов.

На отраве не экономят

«Чем эффективнее и безопаснее реагент, тем он дороже, – рассказал «НИ» председатель Комитета защиты москвичей Алексей Навальный. – Учитывая размахи закупок, можно лишь гадать, какая конкурентная борьба идет между заинтересованными компаниями. Снабжать мегаполис всю зиму своей химией – это гарантированные 300–400 тонн. Прибыль очевидна: самые дешевые материалы стоят 5–6 тыс. рублей за тонну, а «прогрессивные» – до 45 тысяч».

В состав реагентов нового поколения так же, как и старого, входят соли кальция, натрия, калия и магния. Чтобы препарат оказывал на обувь и автопокрышки отрицательное воздействие, достаточно первых двух видов солей. «Нам каждый год говорят о новых реагентах, – объяснил координатор токсичной кампании «Гринпис России» Алексей Киселев. – Что туда входит, можно гадать. Но и стандартного набора с лихвой хватит, чтобы нанести урон экологии. Ежегодный поиск новых веществ говорит лишь о том, что предыдущие химикаты были еще вреднее».

Применение реагентов требует контроля над дозировкой и техникой использования. Их следует распрыскивать или разбрасывать на очищенной от снега поверхности, при определенной температуре и в четких пропорциях. Россия – щедрая душа, и химикаты высыпаются на снежные просторы как из рога изобилия. «Ежегодно по весне вдоль дорог вымирает вся зелень, – рассказал «НИ» член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. – Приходится регулярно подсаживать новые растения и деревья. Даже обычная соль, высыпанная на грунт, может причинить вред. Все дело в концентрации и объемах. У нас же за этим никто не следит».

Не засыплем, так растопим

Ноу-хау столичных коммунальщиков стали в этом году «мобильные снеготаялки». Пока их действует всего пять, зато обошлись они городскому бюджету в сумму около 50 млн. рублей. Принцип работы чудо-машины объяснил «НИ» пресс-секретарь ГУП «Доринвест» Иван Мучак: «Снег попадает внутрь при помощи погрузчика. Горелка, работающая по принципу паяльной лампы, направляет огонь в гущу снега. Там он расплавляется, после чего сливается в канализацию».

Площадь перед Белорусским вокзалом – место постоянной дислокации одной из «мобильных» таялок. Издали виден дым – смесь паров сгорающей солярки и плавящегося снега. Со слов техника, обслуживающего машину, работает она по 20 часов в сутки. Рядом снует бульдозер, раз в две-три минуты отправляющий в машину совок «сырья». За сутки перерабатывается 1,5 тыс. тонн снега. Однако передвижным агрегатом многие недовольны. «Установлена снеготаялка неудобно, она только создает дополнительные пробки, – сетуют водители. – Да и с таким количеством снега, как в эти дни, машина не справляется».

Фото: AP

Но есть проблема и посерьезнее – талый снег из этой машины сливается прямо в канализацию. И никто не знает, какое количество «химии» попадает потом в московские водоемы. «Даже на выходе из очистных сооружений растаявшего снега уровень соли в воде резко повышается, – рассказал «НИ» Алексей Киселев. – Снеготаялки, без сомнения, этой весной усугубят ситуацию».

Грязевые ванны

Выходя из дома, чтобы направиться на работу, москвичи то и дело хватаются за голову. Дворники с утра не успели расчистить снег – это раз. Невооруженным глазом видно «химию», которой щедро посыпаны улицы, – два. При переходе через дорогу рискуешь зачерпнуть полные ботинки снежно-грязевой каши – три. А если едешь на машине, полколеса утопают в грязи, а лобовое стекло уже через несколько минут нуждается в очистке – четыре.

ЧП, носящее название «снег в большом городе», обходит стороной только тех, кто безвылазно сидит дома. У пешеходов портится обувь, у автомобилистов – резина, собаки на прогулках травмируют лапы. «Количество химикатов на улицах и во дворах запредельное, – считает ветеринарный врач Сергей Ионов. – Как результат, подушечки лап у собак трескаются, у многих животных на реагенты возникает аллергия».

Ежегодно расходы на уборку московских дорог съедают из бюджета не меньше 135 млн. рублей. По словам коммунальщиков, они делают все, что в их силах. «Нам приходится постоянно собирать и вывозить всю снежную кашу, которую создают реагенты, – сообщила «НИ» пресс-секретарь департамента ЖКХ Москвы Марина Орлова. – Весной же мы очищаем дороги шампунем. Вина реагентов в загрязнении города невелика. 85% – продукты разложения горючего автотранспорта».

Эти слова вызывают горькую усмешку у экспертов. Городские средства затрачиваются, по их мнению, впустую. Парадоксально, но главной причиной разбазаривания денег специалисты называют именно борьбу коммунальщиков за чистоту города. «К сожалению, так повелось, что снег вывозить не обязательно – насыплем реагентов, и он сам растает, – говорит Алексей Яблоков. – Гранитная крошка также требует дополнительной уборки. В Европе ее собирают, после чего используют еще 2–3 раза. У нас же она воспринимается как мусор».

Грязь, которую мы сегодня видим на дорогах – форменная отрава, в один голос утверждают все опрошенные «НИ» специалисты. «Реагенты, попадающие в землю с автотрасс, накапливаются и отравляют почву, – объясняет руководитель Независимой экспертной комиссии «Экостандарт» Валерий Кучеров. – Со временем эти вещества из грунта, конечно, вымываются. Однако сказать, сколько времени понадобится почве для восстановления, никто не может». Много проблем прибавляют и открытые земляные поверхности вдоль тротуаров и дорожных полос, которые обычно возвышаются над асфальтом на 20–25 см. Этот слой либо сразу сдувается ветром, либо вымывается вместе с подтаявшим снегом прямо на тротуары и трассы, вливаясь в общий бурный грязевой поток.

Прибыли растут быстрее сугробов

Титаническая деятельность ЖКХ сводится к принципу: «Зимой посыпаем – летом латаем». «Известно, что хлор агрессивно влияет на бетон, – рассказал «НИ» начальник лаборатории Российского дорожного научно-исследовательского института Юрий Розов. – Происходит его шелушение. Поэтому, например, на мостах должны применятся материалы, которые не имеют хлоридов». Большие стройки, которые ведутся по всему городу, также оказывают негативное влияние на чистоту. Многотонные самосвалы и грузовики не только разбивают асфальт, но еще разносят по городу строительную пыль и частицы грунта. «По идее все эти грузовые машины должны проходить обязательную очистку перед выездом за пределы стройки, – обрисовал «НИ» ситуацию Валерий Кучеров. – В прошлом году Лужков пригрозил строителям огромными штрафами, если машины будут выезжать со стройплощадок «неумытыми». Однако чаще всего те, кто должен выполнять приказ мэра, этим пренебрегают. И сотрудники ГИБДД, как правило, закрывают глаза на таких нарушителей».

Но не все. И владельцы автомоек не нарадуются снегопаду. По их словам, число клиентов в эти дни увеличилось как минимум наполовину. «Зима – пик нашего бизнеса, – признался сотрудник одной из автомоек Николай Стовба. – Водители выстраиваются к нам в очередь не только потому, что за немытую машину могут оштрафовать гаишники. Грязь на дорогах настолько едкая, что автомобиль попросту может сгнить».

Огромные барыши за зимний сезон получают и магазины, торгующие автокосметикой. «На все лето мне хватает одной четырехлитровой бутыли с омывающей жидкостью для ветрового стекла, – сообщил «НИ» автомобилист Борис Неелов. – Сейчас в месяц уходит не меньше двух таких бутылок. Если учесть, что по сравнению с прошлым годом чуть ли не все марки стеклоочистителей подорожали с 50–80 рублей до 200–300, можно подсчитать, какие выходят дополнительные затраты на машину».

Не меньше прибыли получают зимой–весной и компании автосервиса. «Окисляется электропроводка, часто приходится заменять все контакты, – говорит сотрудник компании «Ист-Сервиса» Андрей Сермягин. – Однако больше всего обращений по поводу колес: лужи грязи скрывают ямы и выбоины, в результате чего происходит разбалансировка».

Притчей во языцех стала зимняя порча автомобильной резины. «Насколько я знаю, в России до сих пор не проводилось никаких исследований воздействия дорожных реагентов на те или иные виды резины, – сообщил «НИ» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Между тем шины все разные. Одни могут останавливаться на реагенте, как вкопанные, другие им разъедаются, третьи будут на нем скользить. У меня, например, стояла отечественная резина, и она полетела сразу. Но доказать, что это от реагентов, я без экспертизы не могу».

Много шума из ничего?

Вы, возможно, будете смеяться, но московскую администрацию в пример британским властям поставила в эту среду газета The Guardian. Английские журналисты отметили оперативность служб ЖКХ, которые вовремя смогли очистить от снега улицы российской столицы. Судя по всему, корреспонденты The Guardian оценивали ситуацию, не выходя из офиса и опираясь лишь на информацию мэрии Москвы. Но, похоже, что и там склонны доверять только собственным источникам. Ведь отцы города не устают повторять, что многолетняя «грязевая» проблема – раздута прессой. По словам руководителя комплекса городского хозяйства Москвы Петра Аксенова, все мегаполисы мира применяют реагенты, «и нигде нет такой шумихи». К тому же от реагентов столица в ближайшем будущем отказаться никак не сможет – об этом говорят даже экологи. Химикаты на данный момент – самый быстрый способ избавиться от снега и льда. Безопасная для окружающей среды гранитная крошка дорога, к тому же убирать ее у нас пока не научились. «А чтобы от реагентов не страдали собаки, нужно соблюдать правила их выгула», – резюмировал г-н Аксенов.

Москвичам и их собакам остается терпеливо ждать окончания зимы. И пусть тогда иностранцы умирают от зависти.

КАК БОРЮТСЯ СО СНЕГОМ В ЕВРОПЕ

Химией обрабатывают дороги и в Польше. После Нового года плюсовая температура в стране сменилась морозами. За полторы недели выпала двухмесячная норма снега. Три фирмы, выигравшие конкурс на очищение Варшавы от снега, запасли на своих складах 24 тыс. тонн реагентов, на улицы вышли 173 машины, посыпающие дороги «коктейлем» из песка и химических ингридиентов, а также 308 снегоуборочных комбайна. Как рассказал корреспонденту «НИ» директор службы очистки города Ян Бялэк, мэрия выделила на эту зиму на 20% больше денег, чем в прошлом сезоне, – примерно 22 млн евро. Это позволило значительно увеличить как площать снегоуборки, так и ее частоту. С нынешнего зимнего сезона введен автоматизированный мониторинг площадей и улиц польской столицы. Основываясь на его данных, в ожидании морозов проезжую часть обрабатывают специальным раствором, «съедающим» лед.
Зато при обслуживании автотрасс Швеции химические реагенты давно не применяются. Дороги посыпают солью и песком, но, смешиваясь с продуктами выхлопных газов, песчано-солевая смесь все же представляет угрозу здоровью. Спасение одно: чаще и тщательнее чистить трассы. Эта обязанность возложена на коммуны. Собранную смесь не выбрасывают, а складируют до следующей зимы. Хуже обстоит дело с загрязненным снегом. До сих пор 6 млн. кубометров – среднюю норму для шведской столицы – сбрасывали в воды Балтики или озера Мэларен в специально отведенных для этого местах. Со следующего сезона Стокгольм будут штрафовать за сброс вредных отходов. Снег будут растоплять, очищая его на специальных площадках, или складировать в подземных нефтехранилищах, надобность в которых отпала. Так Стокгольм получит огромный холодильник природного происхождения.
С гололедом в Германии борются с помощью, как утверждается, безвредных для экологии смесей. Это, как правило, хлористый магний – бишофит или ацетаты (карбоксилаты) щелочных и щелочноземельных металлов. Все более широкое применение находит кальциево-магниевый ацетат (СМА). Он не оказывает пагубного воздействия на растения, металлы и дорожное покрытие. Все трассы в ФРГ делятся на 5 категорий, которые по стоимости очистки колеблются от 3 до 11,76 евро за 1 кв. метр. Чистота немецким бетонкам гарантирована даже там, где множество стройплощадок. До 500 евро штрафа грозит тем, кто до выезда на трассу не удалил с протекторов грязь. Поэтому в Германии безупречно чистые бетономешалки вполне можно спутать с молоковозами.

Виктор ШАНЬКОВ, Варшава, Алексей СМИРНОВ, Стокгольм, Сергей ЗОЛОВКИН, Дюссельдорф

"