Posted 15 января 2013,, 20:00

Published 15 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

Доживем до 2018-го

Доживем до 2018-го

15 января 2013, 20:00
На днях чиновники Минэкономразвития представили премьер-министру Дмитрию Медведеву проект плана работы правительства на ближайшие пять лет. В соответствии с последним уже к 2018 году россияне будут жить на десять лет дольше, доходы их вырастут почти наполовину, самолеты будут строить не поштучно, а сотнями, страна слез

Работа над планом, напоминающим советские пятилетки (когда наступление светлого будущего также ожидалось уже «прямо сейчас», но каждый раз непременно откладывалось), шла со скрипом. Еще в начале ноября у премьера Дмитрия Медведева состоялось совещание, на котором Минэкономразвития представило проект развития страны до 2018 года. Документ представлял собой папку, содержащую около 150 страниц. Премьер счел проект слишком раздутым и вернул его на доработку. Через неделю проект «похудел» до 20 страниц. Однако вскоре документ снова пришлось править, учитывая пожелания президента Владимира Путина, выступившего к тому времени перед Федеральным собранием с традиционным посланием. Что же получилось в итоге?

Правительство видит несколько основных опасностей на пути процветания нашей страны до 2018 года. Прежде всего это замедление роста экспорта энергоносителей. Достаточно сказать, что минувший год стал худшим по показателям для «Газпрома», начиная с кризисного 2009-го. Европейцы все менее охотно берут наш газ. Цены на нефть остаются нестабильными. Примечательно, что одновременно в программе декларируется уменьшение зависимости от экспорта энергоносителей и вывод страны из разряда сырьевых в технологически передовые державы. Среди целей заявлены необходимость сокращения не нефтегазового дефицита и проведение политики «бюджетной консолидации». Однако пока что реальные направления экономической политики скорее свидетельствуют об обратном. Развернута масштабная гонка вооружений, которая влетит бюджету в 20 трлн. руб. до конца десятилетия. Розданы небывалые по щедрости предвыборные обещания, расплачиваться за которые придется высокой инфляцией.

Тем не менее недостатком оптимизма авторы плана не страдают. Среди прочего обещается, что доходы населения к 2018 году вырастут на 33–44%. «Власти постоянно индексируют различные выплаты и субсидии, – прокомментировала «НИ» прогноз чиновников экономист Екатерина Кондрашова. – Однако нужно понимать, что к указанному времени увеличатся и расходы населения, в том числе и по статьям первой необходимости, поэтому резкого и существенного роста благосостояния россияне могут и не заметить». Помимо этого россиянам обещано проведение до 2018 года пенсионной реформы с ростом пенсий на 28%. Впрочем, как отмечает аналитик Анатолий Воронин, пока в этой сфере все слишком плохо. «Накопительную систему фактически подстрелили на взлете, – пояснил он «НИ». – В плане заявлен средний размер пенсии – два прожиточных минимума пенсионера. Это средний размер, который говорит о том, что на государственную пенсию и в 2018 году прожить будет невозможно».

В проекте МЭР сообщается, что вскоре в стране начнется массовое строительство доступного жилья. В частности, за пять лет обещано создать доступную ипотечную систему, к 2018 году ставка по ипотеке должна составить 6,3–7,1%. «Стоимость жилья все равно будет коррелировать с рынком, – полагает г-н Воронин. – Непонятно откуда взялись такие значения процентов с точностью до десятых. Проценты по ипотеке неотделимы от общего уровня процентных ставок, которые завязаны на инфляцию. А вот планов победы над инфляцией и снижение ее до 1–2% в год не видно. Рассказы о доступном жилье – одна из самых старых сказок любого российского правительства, в которую мало кто верит».

С этим мнением соглашается Екатерина Кондрашова. «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию еще в конце ноября заявляло, что к 2018 году ипотека окажется доступна большому числу граждан, ведь ставка по ней будет составлять всего около 7%, – напоминает аналитик. – Но этого удастся достичь, если правительство к 2018 году сумеет удержать инфляцию в размере 4,7%». Тем не менее пока правительству не удается добиться снижения инфляции вопреки многократным обещаниям. По итогам прошлого года она перевалила за 6%.

Кроме процветания граждан прогнозируется технологический рывок страны, о котором власти не устают говорить все последние годы. Только авиапром должен делать 230 самолетов и 400 вертолетов в год. Однако предыдущая программа развития авиационной промышленности, принятая в 2002 году, уже фактически провалена. Она предполагала, что к 2015 году наша страна будет выпускать до 100 гражданских самолетов ежегодно. Обещанная дата не за горами, а на авиазаводах строится не более нескольких десятков машин. В прошлом году российские предприятия выпустили всего 8 гражданских лайнеров. «Новая программа, рассчитанная до 2025 года, предусматривает увеличение финансирования, – сказал «НИ» авиационный эксперт, главред «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. – Однако одними деньгами ничего не сделаешь. Из денег самолет не склеишь, как из папье-маше. Необходимо развивать авиационную промышленность, которая сейчас в состоянии упадка. Это требует времени и опыта, который во многом утерян. 2018 год – слишком малореальная дата, чтобы исправить положение дел к лучшему. Хотя бы потому, что в стране катастрофически не хватает квалифицированных кадров». К слову, в пятилетнем плане в качестве одной из угроз указывается сокращение численности трудоспособного населения. И вместе с тем декларируется создание к 2018 году 25 млн. рабочих мест. Похоже, что закрывать брешь бросят очередные армии трудовых мигрантов из бывших республик СССР.

Не обойдены стороной и проблемы депрессивных регионов. Так, планируется «обеспечить сбалансированное регионально развитие». Особые условия и усиленное финансирование получит, в частности, Дальний Восток. Однако кто будет платить за это – не уточняется. По оценке Счетной палаты, основную сумму (72,2%) собранных доходов сейчас формируют всего 10 субъектов Федерации. И этот расклад не меняется уже несколько лет. Сложившаяся система выравнивания бюджетной обеспеченности лишает стимулов наиболее развитые регионы. Доходы 15 регионов (среди них Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Карелия и другие регионы) более чем наполовину сформированы за счет безвозмездных поступлений. Предполагается, что в 2012–2014 годах число дотационных регионов не уменьшится, но, напротив, увеличится с 69 до 72.

В целом исполнение программы будет зависеть не столько от желания чиновников отчитаться перед начальством и «освоить» выделяемые бюджетные средства, сколько от проведения давно назревших экономических реформ, улучшения инвестиционного климата в стране и во многом от общей экономической ситуации в мире, которая будет оказывать особенно сильное влияние на Россию в связи со вступлением ее в ВТО. «Планы – это хорошо, но пока что в целом ситуация выглядит как неблагоприятная, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Центра развития Сергей Пухов. – До кризиса у нас наблюдался инвестиционный бум, происходил экономический рост. Сейчас же все стагнирует. Растет зависимость от внешних рынков, где ситуация неоднозначная. В случае «второй волны» глобального кризиса, которая, скорее всего, придет из Европы, в России будет не долговой кризис вроде греческого, а кризис раздутых правительством социальных обязательств».

"