Posted 15 декабря 2020, 14:30
Published 15 декабря 2020, 14:30
Modified 7 марта, 14:17
Updated 7 марта, 14:17
Напомним, что в начале декабря Арбитражный суд Башкирии истребовал из незаконного владения в пользу государства акции АО «Башкирская содовая компания» (БСК), удовлетворив тем самым иск Генпрокуратуры в полном объеме. Проверить компанию в августе этого года поручил президент России Владимир Путин. Это произошло после скандала с шиханом Куштау.
Политолог Арсен Шаяхметов считает, что сейчас есть три основных задачи: сохранить пакет, не уступающий по объему прежнему; сохранить юридическую регистрацию на территории Башкортостана и минимизировать ущерб по выплатам компенсаций экс-собственникам. При этом все необходимо сделать «чисто», чтобы в дальнейшем не было вероятности оспаривания или пересмотра действий.
«По ситуации с „БСК“ многое не ясно. И, думается, окончательного решения еще нет. Около башкирского Белого дома говорят о том, что республика получит больше, чем у нее было. Думаю, такая вероятность есть и достаточно высокая», — полагает политолог Дмитрий Михайличенко.
При этом экономист Рустем Шайахметов считает, что «существует большая доля вероятности, что акции БСК республике не отдадут». Тогда у Регионального фонда, который используется властями республики для финансирования социальных и спортивных проектов, могут возникнуть проблемы.
По мнению Шайахметова, после списания акций БСК будет необходимо принимать решение либо об уменьшении уставного капитала, что может спровоцировать банкротство предприятия, либо о компенсации изымаемой стоимости акций какими-либо вложениями в уставной капитал. «Также существует вероятность подачи иска о взыскании неосновательного обогащения в виде полученных дивидендов, утраты имущества, сумма исковых требований может превысить 10 млрд рублей. Если это произойдет, то высоковероятно банкротство Регионального фонда», — отметил он.
Также важно, будет ли компания национализирована или вновь перейдет в частные руки. Экономист Всеволод Спивак считает, что БСК потеряет экономическую эффективность, если останется под контролем государства. «В этом случае, я думаю, мы увидим постепенное сокращение прибыли и, соответственно, дивидендов под предлогом приоритета выполнения социальных задач и решения экологических проблем», — говорит он.
Экономист предполагает, что компания может быть отдана в частные руки через год-два. Подтверждением такого сценария может служить начало сотрудничества БСК с Горным Университетом Санкт-Петербурга. Спивак напомнил, что ректора этого вуза и президента России давно связывают личные отношения. Но эксперт не исключает, что в случае продажи компании после национализации старые собственники смогут снова получить контроль над БСК.
«Думаю, по решению суда будут апелляции и попытки оспорить это решение со стороны прежних владельцев. Борьба за БСК продолжается, и это уравнение с несколькими неизвестными. Позиции прежних собственников кажутся не выигрышными, но у них тоже есть свои лоббисты», — подчеркивает политолог Дмитрий Михайличенко.
Отметим, что история БСК — это второй случай возвращения государству ранее приватизированной крупной промышленной компании. При этом политолог Арсен Шаяхметов и экономист Рустем Шайахметов считают, что подобная ситуация в Башкирии вновь вряд ли произойдет.
«Возврат акций Башкирской содовой компании произошел в ответ на тот общественный резонанс, который случился по итогам беспардонных действий на Куштау, где мы были на волоске от масштабного кровопролития. Я бы назвал это показательным наказанием в назидание другим», — пояснил Шайахметов.
Политолог Аббас Галлямов, в свою очередь, отмечает, что любое успешное предприятие сейчас «под боем». «Объем пирога, который едят административно-олигархические элиты, из-за умирающей экономики сильно уменьшился, поэтому любого, чья „крыша“ окажется недостаточно сильной, могут съесть», — добавил он.