Posted 15 декабря 2015,, 11:03

Published 15 декабря 2015,, 11:03

Modified 8 марта, 02:14

Updated 8 марта, 02:14

Чувство глубокой рецессии

Чувство глубокой рецессии

15 декабря 2015, 11:03
Снижение валового внутреннего продукта РФ по итогам 2015 года составит 4%. Этот прогноз в своем полугодовом обзоре приводит Организация экономического сотрудничества и развития. Ранее, в сентябре, ОЭСР отмечала, что российская экономика находится в глубокой рецессии, но ситуация может несколько улучшиться, если цены на

Организация экономического сотрудничества и развития, куда входят 34 государства, среди которых США, Великобритания, Франция, Швейцария, Южная Корея, Япония, часто называют «клубом богатых стран». Значительная доля ее деятельности связана с противодействием отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов, коррупции и взяточничеству. В частности, при активном участии ОЭСР были выработаны механизмы, призванные положить конец практике создания «налоговых оазисов».

Россия заявила о стремлении вступить в ОЭСР на саммите «большой восьмерки» в Галифаксе в 1995 году. В марте 2014 года процедура присоединения ее к ОЭСР была приостановлена, организация поддержала Украину.

Тем не менее жесткий прогноз ОЭСР относительно российского ВВП на текущий год невозможно назвать предвзятым или необоснованным – хотя бы потому, что примерно такие же цифры спада называют и МВФ, и Всемирный банк, и Центробанк РФ, и Минэкономразвития, и масса аналитических центров по всему миру. Скажем, Еврокомиссия полагает, что по итогам года ВВП России снизится на 3,7%, а формулировки, которыми оперирует эта структура, звучат в унисон с выводами ОЭСР: «Россия в 2015 году перешла в глубокую рецессию на фоне совокупного эффекта от падения цен на нефть и экономических санкций».

Буквально все прогнозы признают тот факт, что перспективы дальнейшего роста или спада ВВП России зависят от грядущего поведения нефтяных котировок. Подлинным шоком для нашей страны станет обрушение барреля до 20–30 долларов. По словам директора Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Владимира Назарова, в этом случае «на пике паники курс может упасть и до 120 рублей за доллар, а потом стабилизируется на уровне около 100 рублей». А если цены на нефть задержатся на минимумах хотя бы два-три квартала, то еще один виток девальвации рубля приведет к разрушительным последствиям.

Вновь резко подорожает импорт, что обернется снижением спроса на него, а значит, сократятся и объем розничной торговли, и инвестиции, в значительной мере завязанные на зарубежное оборудование и технологии. Инфляция неизбежно вернется в двузначную зону, реальные доходы и зарплаты населения просядут в еще большей степени. Этот шок может легко увеличить число граждан за чертой бедности до 30–40 млн. человек, хотя, по базовому прогнозу Минэкономразвития, к 2018 году таковых в России должно остаться порядка 18 млн.

Впрочем, это – пессимистичный сценарий. Но даже если не брать его в расчет, очевидно, что в ближайшие месяцы отечественная экономика к росту не перейдет. Нисходящий тренд пока сохраняется, что подтверждают ключевые макропоказатели. Например, только в октябре промышленное производство в России сократилось на 4,1%, инфляция составила 0,7%.

По мнению старшего научного сотрудника Института экономической политики им. Гайдара Сергея Жаворонкова, в 2016 году ВВП будет падать, поскольку сохранится совокупность неблагоприятных факторов. «Во-первых, это низкие цены на нефть, которые в течение уже полутора лет не показывают серьезной положительной динамики. Во-вторых, отток капитала из России продолжается, это связано как с плохими условиями для бизнеса, так и с необходимостью расплачиваться по внешним долгам при невозможности перекредитоваться за рубежом из-за продолжающихся санкций. В-третьих, по проекту бюджета на 2016 год видно, что своей приоритетной целью правительство ставит сохранение военно-полицейских расходов, которые положительного воздействия на экономику почти не окажут. Пострадает социальная сфера и соответственно платежеспособный спрос», – отметил эксперт в разговоре с «НИ».

Георгий Степанов

Материал был опубликован в «НИ» за 11 ноября 2015 года.

"