Posted 14 декабря 2015,, 21:00

Published 14 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:06

Updated 8 марта, 03:06

В поисках скатерти-самобранки

В поисках скатерти-самобранки

14 декабря 2015, 21:00
Отечественным производителям не удалось восполнить попавшие под действие эмбарго продукты питания по большинству категорий товаров. Об этом свидетельствуют данные оперативного доклада российского Центробанка о денежно-кредитной политике.
Сюжет
Импорт

В своих расчетах аналитики Центробанка РФ опирались на данные об объемах продукции, произведенной и импортированной в страну, за вычетом экспорта. Сопоставлялись данные за январь – сентябрь 2014 и 2015 годов.

Как следует из доклада, продовольственное эмбарго вместе с ослаблением рубля в конце 2014 года и в начале 2015-го привело к снижению импорта продовольствия и сформировало предпосылки для роста отечественного производства.

И по большинству выбранных категорий продуктов рост действительно произошел: так, выпуск собственной говядины и картофеля увеличился на 25%, свинины – на 18%, сыра и творога – на 15%, мяса птицы – на 11%, сливочного масла – на 6%, овощей – на 3%. В то же время снизилось только производство рыбы (на 5%) и колбасы (на 4%).

Однако, по мнению авторов доклада, несмотря на рост объемов производства, восполнить образовавшийся дефицит предложения не удалось на большинстве рынков продовольствия. Существеннее всего снизилось предложение товаров с высокой долей импорта. Объемы говядины сократились на 42%, сливочного масла – на 15%, свежей и охлажденной рыбы – на 14%, овощей – на 10%. Положительную динамику показало только мясо птицы – рост на 6%, свинина – 7%, картофель – 19%.

Заметим, что аналитики Центробанка – не первые, кто приходит к неутешительным выводам относительно импортозамещения продуктов питания в России. Ранее этот факт признавали и эксперты аналитического центра при правительстве РФ. Напомним, что в августе в своем бюллетене «Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли» они сообщали о существенном росте потребительских цен на все ключевые социально значимые товары.

Еще одним последствием эмбарго авторы доклада назвали ухудшение конкуренции, что, в свою очередь, привело не только к росту цен, но и к снижению качества продукции. «Без обеспечения внутренней конкуренции оба эти эффекта в долгосрочной перспективе будут только усугубляться», – прогнозировали авторы этого документа.

Именно на снижении качества продовольствия в результате эмбарго сделал акцент в своем комментарии для «НИ» Дмитрий Янин, президент Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). «Продовольственный рынок в глубочайшем кризисе – из-за снижения платежеспособности населения, из-за обвала рубля, из-за запрета качественного импорта. Если бы этот импорт был, он не позволил бы нашим производителям так безнаказанно снижать качество и фальсифицировать продукцию, поскольку у людей всегда был бы выбор, какой еде отдать предпочтение: отечественной или зарубежной», – отметил эксперт.

Экономист и политик Андрей Нечаев, экс-министр экономики РФ, считает, что импортозамещение не сможет в обозримом будущем сыграть роль драйвера экономического роста, отводимую ему в правительственных планах. «Когда вся эта история с санкциями только началась, Минсельхоз подсчитал необходимые для его сферы вложения. Сначала оценка получилась около 1 трлн. рублей, затем ее снизили до 300–400 млрд. рублей. В итоге в текущем году выделили всего 20 млрд. рублей. О каком прорыве тут можно говорить?» – заметил эксперт в разговоре с «НИ».

"