Рус
Eng
Оба хуже

Оба хуже
Новость

15 декабря 2011, 00:00
Борьба за финансовые потоки в системе госзаказа вошла в решающую стадию. Оппонентами в ней выступают Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития (МЭР). Вчера министерство представило общественности свой проект закона «О федеральной контрактной системе».

Презентация стала своеобразным ответом претензиям ФАС, отстаивающей нынешнюю систему госзакупок в виде модернизированного федерального закона 94-ФЗ. В будущем году ему на смену должна прийти федеральная контрактная система (ФКС), разработанная МЭР при интеллектуальной поддержке Высшей школы экономики. Эксперты, однако, отмечают, что обе модели отличаются повышенной коррупционностью, и разница между ними лишь в том, что контроль за распределением ресурсов в рамках стремительно растущего госзаказа получат чиновники разных ведомств.

Примечательно, что дискуссия, поданная организаторами как «широкий обмен мнениями», проходила на сей раз без участия Алексея Навального, выступившего оппонентом ректора НИУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова на весенних дебатах в «вышке». Известный блогер тогда резко выступил против ФКС, назвав ее «федерально-коррупционной системой». Однако сейчас он находится под административным арестом по обвинению в «неповиновении сотрудникам полиции». Не было также ни одного представителя от ФАС. Основным спикером МЭР выступила директор департамента развития ФКС Ольга Анчишкина. Дебатировали с ней в основном представители бизнеса и примкнувший к ним чиновник Федерального казначейства. Ведомство, к слову говоря, претендует на то, чтобы в рамках ФКС Росфиннадзор поделился с ним контрольными функциями над распределением госзаказа, которые сейчас возложены на ФАС.

В целом обсуждение прошло гладко, прозвучав сильным информационным выстрелом «контрактников» в сторону защитников 94-ФЗ. Перемены действительно ожидаются масштабные. И г-жа Анчишкина не скрывала решительного настроя министерства. «Нынешняя система госзакупок не может быть изменена, ФКС ее взрывает, – заявила она. – Но нам нужна «дорожная карта», чтобы осуществить в рабочем порядке переход от одной системе к другой». Таким образом, МЭР обещает избежать шока для неповоротливой системы госзаказа, но намерено твердо следовать своим идеям по ее перестройке и заодно по перераспределению контроля за финансовыми потоками. Речь между тем идет о немалых средствах: госзаказ в этом году достиг 5 трлн. руб. При том, что, по признанию Дмитрия Медведева, разворовывается в ходе госзакупок каждый пятый рубль.

Счетная палата (СП) России в ноябре сообщила: при закупке по госзаказу в III квартале 2011 года с нарушениями закона израсходовано 8,5 млрд. руб. Аудиторы констатировали: «Принимаемые меры по совершенствованию норм Федерального закона № 94 не обеспечили исключения коррупционных рисков при размещении заказов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Результаты проверок показывают, что необходимо провести «скорейшую реформу законодательного регулирования государственных закупок» и как можно быстрее перейти на федеральную контрактную систему».

Однако не менее сильные возражения есть и против ФКС. Как заявил недавно начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев, законопроект о ФКС является «потемкинской деревней» и будет лишь способствовать росту коррупции. В частности, в антимонопольном ведомстве отмечают такие слабые стороны нововведения, как снижение роли электронных торгов, возможность заказчику покупать товары у единственного поставщика (без торгов), если заказчик считает, что только у этого поставщика есть данный товар. Кроме того, решающим критерием конкурса по качеству предложения и квалификации участника станет мнение заказчика, то есть чиновника, что фактически исключит возможность предпринимателям честно конкурировать на торгах.

Как рассказали «НИ» в Российском центре антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, «ни один из существующих сейчас проектов изменения системы госзакупок не избавит Россию от коррупции при госзаказах». Самым коррупциогенным эксперты называют этап размещения государственной закупки, что сохраняется и для ФКС. На этапе исполнения контракта закон о ФКС эксперты признали более чреватым откатами, чем поправки ФАС. На остальных этапах закупок оба документа получили примерно равные оценки. Таким образом, и разработанные ФАС предложения, и широко распропагандированный проект Минэкономразвития, как говорится, «оба хуже». Законопроект о ФКС МЭР внесло в правительство в начале ноября. В ведомстве надеются, что он будет принят в ходе весенней сессии Госдумы и вступит в силу с 1 июля 2012 года.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter