Posted 14 декабря 2010,, 21:00

Published 14 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

За ценами не угнаться

14 декабря 2010, 21:00
Как сообщил вчера директор департамента операций на финансовых рынках, член совета директоров ЦБ РФ Сергей Швецов, уже сегодня есть риски для достижения ориентира по инфляции в 2011 году. При этом чиновник особо выделил такой фактор, как «прогнозы по урожаю в Южном полушарии». Эксперты не сомневаются в том, что заложен

К тому, что власти вынуждены постоянно повышать собственные прогнозы по инфляции, россияне уже привыкли. Однако происходит это, как правило, в течение и особенно ближе к концу «отчетного» года, а не до его начала. Напомним, что на 2010 год первоначально озвучивался рост цен на уровне 6–7%, однако позже Минэкономразвития стало корректировать этот прогноз, а «под засуху» его довели до 8%. Потом с разных трибун стали обтекаемо говорить о величине «чуть более 8%». Вчера же г-н Швецов выразил надежду, что инфляция по итогам года окажется «в районе 8,5%». Столь высокий темп роста цен, по его версии, был вызван двумя факторами. Во-первых, ценовым шоком со стороны продовольственного рынка из-за засухи. Во-вторых, ростом мировых цен на продовольствие из-за восстановления спроса на стадии выхода из кризиса. Однако независимые эксперты называли цифры 8–9% еще в начале года, когда ни о какой засухе и речи не шло. Выходит, они знали заранее, а финансовые власти по традиции ошибались.

На будущий год официально ожидается инфляция на уровне все тех же недостижимых 6–7% (хотя изначально надеялись на 5,5–6,5%). Однако год еще не начался, а ЦБ уже говорит о рисках, что и это предсказание не сбудется. По словам Сергея Швецова, прогноз по урожаю в Южном полушарии на эту зиму невысокий, поэтому цены могут оставаться высокими.

«Угроза превышения прогноза действительно есть, – согласилась в разговоре с «НИ» эксперт Центра развития Оксана Осипова. – Она исходит не только из цен на продовольствие, но и от мировой инфляции. Непродовольственный сектор смещен в сторону Китая, а мы видим, что там тоже идет ускорение роста цен». Однако помимо внешних в России предостаточно внутренних факторов, которые год за годом раскручивают инфляцию, отмечает специалист. «Это, конечно, платные услуги, которые оказываются населению монополистскими организациями в сфере транспорта и ЖКХ, – уточнила г-жа Осипова. – Основная «борьба» будет идти именно в этих секторах. Вопрос в том, как сработает сегмент электроэнергетики. Будет ли там тот темп роста тарифов, который правительство ожидает (то есть около 10%), или выше. Цены на газ сейчас на внешних рынках низкие, и «Газпром» заинтересован во внутреннем потреблении, поэтому он может обеспечить более низкие темпы инфляции. А может и не обеспечить. Но, конечно, дело не только в электроэнергетике. Основные инфляционные скачки в счетах за оплату жилья бывают в таких сегментах, как тепло и горячая вода».

Но кроме тарифов, которые, как теперь уже ясно, будут повышаться непременно, есть и другие причины разгона инфляции. «Дело в том, что бюджетный дефицит будет финансироваться за счет резервного фонда, а частично – за счет средств Фонда национального благосостояния, – рассказал «НИ» эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Это увеличит денежную массу, что приведет к усилению инфляционного давления. Среди новых факторов я бы назвал повышение социальных взносов для бизнеса. Это действительно может подстегнуть инфляцию, поскольку дополнительные издержки производители будут закладывать в цену товаров». Как это ни парадоксально, но, по словам эксперта, властям невыгодно бороться с инфляцией. «Государство планирует достаточно большой объем займов, – пояснил г-н Сафонов. – У нас госдолг составляет около 10% ВВП, и большая часть – это внутренний долг. Соответственно, чем выше инфляция, тем ниже платежи по этому долгу».

Эксперты ожидают, что в будущем году инфляция будет в лучшем случае на уровне 7,5–8%. Главный экономист крупной управляющей компании Александр Осин не исключает, что цены могут разогнаться и до 9–10%. «Здесь много факторов, и все они очевидны, – сообщил «НИ» эксперт. – Этому способствует тарифная политика властей. Плюс государственные меры по поддержке бюджетников, которым будут проиндексированы зарплаты. Параллельно происходит повышение налогов: 70% предприятий говорят, что они будут реагировать на это повышением цен на свою продукцию. Здесь вообще ситуация парадоксальная. Если в розничной торговле падают обороты, то с этого рынка никто не уходит, поскольку просто некуда идти. Нет никакой конкуренции между секторами. В этой ситуации владельцы предприятий на свой страх и риск повышают цены. Это структурная проблема нашей экономики».

"