Posted 14 декабря 2006,, 21:00

Published 14 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:49

Updated 8 марта, 08:49

Пират-ТВ

14 декабря 2006, 21:00
Интернет-телевидение в России развивается семимильными шагами. Его реклама повсюду. Порой она навязчива и явно недобросовестна: сетевики предлагают чуть ли не выбрасывать спутниковые «тарелки», играя на том, что их ТВ практически ничего не стоит. Потребитель, особенно если он подключен через «выделенку», ликует и меняе

Говоря об интернет-телевидении, следует отделить так называемое IP-телевидение, предоставляемое, как и стандартное кабельное, на платной основе, от трансляции ТВ-картинки непосредственно по Сети. Вторая услуга большинством провайдеров предлагается как бесплатная, более того, ею можно пользоваться зачастую даже без непосредственного выхода в Интернет, с помощью локальных ресурсов. Иными словами, если деньги кончились, во Всемирную паутину тебя не пустят, но кино покажут.

Как рассказала «НИ» аналитик Элина Караева, рынок так называемого тяжелого контента (то есть аудио- и видеофайлов) в Интернете в последнее время растет исключительно бурно. Именно он сыграл ключевую роль в увеличении в 2005 году общего российского сетевого трафика на 180%. По итогам года уходящего, специалисты прогнозируют рост еще в три раза. Такой прогноз основывается на том, что все большую долю в этом потоке составляет просмотр телевизионных программ.

При этом рынок развивается не только «вширь», но и «вглубь» – появляются все новые виды сервиса. Так, сравнительно недавно провайдеры предложили клиентам «видео по запросу», дающее возможность просматривать интересующие их программы не онлайн, а в записи, в удобное время. Пока, по данным г-жи Караевой, только 3% потребителей пользуются телевизионными услугами, а 70% пользователей Сети про них и вовсе ничего не знают. «Это означает лишь, что потенциал распространения интернет-вещания, несмотря на сегодняшний весьма бурный рост, остается еще огромным», – отметила аналитик.

По ее словам, сетевое телевидение сегодня быстро развивается в основном из-за снижения расценок на интернет-услуги. Подключить у себя дома выделенный канал стало по карману большинству жителей обеих столиц, да и во многих регионах «выделенка» активно идет в народ. Ясно, что совмещение приятного и полезного всегда удобно, а потому нет никаких сомнений, что услуга будет распространяться и дальше. Если этому не помешает, впрочем, одно «но».

Дело в том, что определенная (а по некоторым экспертным оценкам, основная) часть ретранслируемого провайдерами ТВ-контента на самом деле нелегальна, то есть ее использование не оговаривается никакими соглашениями. Большинство же специалистов признают: ситуация настолько запутана, что никто не знает наверняка, какова доля пиратства, а в системе отношений между телевизионщиками и интернетчиками царит хаос.

Как рассказала «НИ» начальник отдела лицензионных соглашений Российского авторского общества (РАО) Ирина Якушева, легальной телевизионной продукции на экранах мониторов российских пользователей Сети на сегодняшний день «вообще почти нет». «Проблема в том, что отношения между провайдерами и телеканалами, по сути, не урегулированы. Да, существует соответствующий закон, принятый в сентябре, но толку от него будет немного, пока все заинтересованные игроки не заключат между собой двух- и многосторонние соглашения. А пока правил игры нет, пиратство будет продолжаться», – считает эксперт. О неразвитости рынка говорит, по мнению собеседницы «НИ», в том числе и полное отсутствие судебных исков, касающихся законности телекартинки в Интернете.

Не все, впрочем, разделяют эту точку зрения. Так, по словам Элины Караевой, нелегального телевизионного контента постепенно становится все же меньше. «Серый рынок сокращается, а пиратство процветает в основном в локальных домовых сетях, тогда как крупные провайдеры переходят на четко оговоренные отношения». Эту точку зрения подтверждает и менеджер по связям с общественностью одного их крупнейший провайдеров Мария Шалина. «У нас существуют договоры о предоставлении контента со всеми каналами. Здесь нужно разделять услугу IP-телевидения, за которую мы платим, и онлайн-трансляции в Сети, где чаще всего картинка передается на безвозмездной основе. Пользователи также не оплачивают последний сервис. В принципе, соглашения заключаются со всеми каналами, за исключением Первого, транслирующего в Сети свою картинку самостоятельно».

По словам г-жи Шалиной, телевизионщики зачастую сами доплачивают провайдерам за размещение своих программ в их сети. «Это обычно касается сравнительно новых спутниковых каналов, которым нужна раскрутка». С учетом того, что, как правило, картинка с монитора все равно недотягивает по качеству до телевизионного, директора каналов считают, что размещение в Сети не отбивает клиентов, а наоборот, привлекает их.

Сами телеканалы, производители и ретрансляторы телевизионной продукции высказываются по этой теме довольно скупо. Так, в «НТВ-медиа» от прояснения ситуации вообще отказались. В пресс-службе компании «НИ» заявили, что такие вопросы не комментируют. Уже это позволяет предположить, что ситуация действительно непростая, но афишировать ее не желают, в частности, чтобы не делать рекламу «пиратам». В «Космос-ТВ» категорически открестились от каких-либо случаев столкновения с интернет-контрафактом. Генеральный директор компании Александр Теппер отметил лишь, что она обладает «таким уровнем безопасности, который позволяет чувствовать себя спокойно в отношении потенциальных хакеров». Вместе с тем, отмечают независимые эксперты, проблема есть, и остроту ее мы еще почувствуем после вступления России в ВТО, когда свои авторские права станут защищать не только отечественные, но и зарубежные компании. Они в этом толк знают, так что всякого рода movie-каналы на дармовщинку посмотреть не дадут.

"