Posted 14 ноября 2011,, 20:00

Published 14 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:06

Updated 8 марта, 06:06

Бензин по обещанию

14 ноября 2011, 20:00
Министерство энергетики вчера пообещало: дефицита на топливном рынке не будет. Чиновники, ссылаясь на данные мониторинга производства и потребления нефтепродуктов, уверяют, что запасы основных видов топлива находятся на максимальном уровне с начала года и в два раза превосходят объемы прошлого года. Между тем цены на б

Вопрос о создании резервного запаса топлива обсуждается уже давно. Особенно горячо дискуссии стали идти после того, как в ряде регионов страны в первой половине года возник дефицит бензина, который привел к резкому скачку стоимости заправки. На прошлой неделе проект постановления правительства о создании коммерческого резерва топлива подошел к завершающей стадии разработки. Согласно этому документу, закупка нефтепродуктов и товарные интервенции на рынке будут осуществляться государственным ОАО «Роснефтегаз», которое будет расплачиваясь собственными средствами или кредитами, полученными на рыночных условиях.

Пока такого резерва нет, чиновники руководствуются данными Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК). А по его сведениям, производство и отгрузка высокооктановых бензинов на внутренний рынок растут. Так, за первую неделю ноября первичная переработка нефтяного сырья увеличилась к уровню аналогичного периода 2010 года на 2,8%, или на 5,899 млн. тонн (2,8%). Отгрузка высокооктановых бензинов на внутренний рынок составила 98,5 тыс. тонн, что превышает плановые показатели на 3,7%. Производство летнего дизельного топлива за ноябрь составило 1,104 млн. тонн, что на 50% превышает план. Стабильная ситуация сохраняется на рынке поставок авиакеросина. Запасы авиатоплива тоже выше нормативных показателей. Кроме того, с 3 по 9 ноября резко увеличилась активность биржевых торгов. Так, вертикально-интегрированные компании реализовали 289,7 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 191,6 тыс. тонн дизтоплива, 40,9 тыс. тонн автобензина, 28,9 тыс. тонн авиатоплива и 28,3 тыс. тонн топочного мазута.

При этом, как уверяют в Минэнерго, и цены на автомобильное топливо стали по стране снижаться. Правда, немного – на 0,4–2,3%, но и это хорошо. Впрочем, откуда у чиновников такая статистика, не вполне понятно: любой автолюбитель засвидетельствует, что бензин может дорожать быстрее или медленнее, но падения цены никто уже давно не видел. Да и данные Росстата не дают соврать: с начала года цены на бензин выросли более чем 14%. В той же Москве проблем с заправками в этом году не было, но цены росли исправно. Так что из того, что не будет дефицита, вовсе не следует, что топливо подешевеет или хотя бы останется на нынешнем ценовом уровне.

Аналитик независимого аналитического агентства Кирилл Бушуев убежден: заявления Минэнерго никак не связаны с действительностью. «Перед выборами у властей усиливается желание делать громкие обнадеживающие заявления. Однако не все они достоверны, в частности, утверждение, что дефицита топлива точно не будет, никак не связано со сложившейся рыночной конъюнктурой», – рассказал «НИ» эксперт.

Управляющий фондом крупной инвестиционной компании Роман Беседовский с прогнозом Минэнерго согласен. «Нормализация ситуации с запасами была обеспечена за счет активного вмешательства государства в регулирование ситуации в оптовом и розничном сегментах топливного рынка», – сообщил он «НИ». Так что, по словам эксперта, «на данный момент особых оснований ожидать дефицита топлива, который стал основным драйвером роста цен на бензин и дизтопливо, нет». Вместе с тем, подчеркнул г-н Беседовский, «дальнейшая динамика цен на топливо продолжит оставаться растущей, однако темпы будут относительно невысокими, и определять их станет преимущественно общая динамика инфляции в стране и конъюнктура мирового рынка энергоресурсов».

"