Posted 14 ноября 2011,, 20:00

Published 14 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:06

Updated 8 марта, 06:06

Цены после футбола

Цены после футбола

14 ноября 2011, 20:00
Как сообщил вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач, Россия к 2014–2015 годам может добиться снижения инфляции до уровня 4,5–5%. А к 2018–2019 годам рост цен замедлится и вовсе до 3%. Эти прогнозы перекликаются с рассуждениями о том, что в 2018-м наша сборная непременно выиграет чемпионат мира по футбол

По прогнозам Минэкономразвития, в текущем году потребительские цены в РФ вырастут на 6,5–7% (независимые эксперты говорят о 7,1–7,2%). Разница, как видим, не очень велика, поскольку, по данным Росстата, инфляция в октябре составила 0,5%, за 10 месяцев – 5,2%. На 2012 год она запланирована на уровне не выше 6%, на 2013 год – не выше 5,5%, а на 2014 год – не выше 5%. Дальше – пауза, а к 2018–2019 годам мы по росту цен должны выйти на вполне европейский показатель – 3% в год. Напомним, что на днях директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, будучи в Москве, посоветовала России стремиться к удержанию годовой инфляции как раз в коридоре от 3 до 5%. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что это вполне возможно в среднесрочной перспективе. Теперь г-н Клепач даже осмелился назвать более конкретные сроки достижения нижней границы этого коридора.

Аналитик Экономической экспертной группы Мария Катаранова считает, что 5% в ближайшие годы – это «не совсем реалистичный сценарий». «Такое возможно, если в ближайшее время нас не ждет воздействие внешних шоков, – пояснила она «НИ». – То есть если все будет хорошо на финансовых рынках, а также на рынках продовольственных товаров. Эта такая идеальная ситуация, которая практически невозможна. Ведь мы живем в неспокойное время, и вероятность подобных шоков очень высока. У нас постоянно звучат заявления, что мы к такому-то году достигнем такого-то уровня. Это попытка повлиять на инфляционные ожидания и убедить экономических агентов в том, что мы идем по пути уверенного снижения инфляции».

Вместе с тем, по словам аналитика, никакой продуманной антиинфляционной политики у нас нет. В России в принципе отсутствует стратегическое видение того, к чему мы идем. А без серьезных реформ мы вряд ли достигнем таких значений инфляции, утверждает г-жа Катаранова. « А озвучивать можно любые цифры. Люди, которые это делают, реально за свои слова не отвечают, потому что в 2019 году никто не вспомнит о том, что кто-то что-то сказал в 2011-м, – рассуждает эксперт. – Вот если бы были озвучены конкретные меры для достижения таких показателей, люди могли бы посмотреть, что власти собираются делать, что они сделали из того, что намеревались. Это была бы совсем иная ситуация, а когда называют голые цифры на такие отдаленные сроки, что за ними стоит, понять и проверить невозможно».

По словам аналитика, даже когда мы достигали низких инфляционных значений, это была, скорее, удача, нежели заслуга властей. «Если в отдельные годы в силу благоприятного стечения обстоятельств мы можем надеяться на инфляцию в 5%, то рассматривать это как несомненный успех нашей антиинфляционной политики нет оснований, потому что этой политики нет, – говорит г-жа Катаранова. – Поэтому неуместно в подобных условиях говорить о том, что мы инфляцию побороли».

Эксперт независимого аналитического агентства Антон Сафонов обращает внимание на то, что даже краткосрочные оптимистичные прогнозы Минэкономразвития не всегда сбываются. «Прежде всего потому, что инфляционные тенденции, которые ранее имели место, никуда не делись, – пояснил он «НИ». – К примеру, у нас постоянно дорожает топливо и услуги ЖКХ». По словам аналитика, в отдельные месяцы может фиксироваться спад цен и тарифов, но общая тенденция не меняется. Пример: по данным Росстата, за первую неделю ноября потребительские цены на автомобильный бензин не изменились, но с января по октябрь они выросли на 14,6%. То есть топливо дорожает в три раза быстрее, чем большинство остальных товаров. Тарифы на услуги ЖКХ за январь–сентябрь нынешнего года повысились на 11,2% при инфляции за этот же период в 4,7%.

«Та относительно низкая инфляция, которая у нас есть сегодня, – результат весьма существенного в этом году сезонного удешевления плодоовощной продукции в конце лета – начале осени, – утверждает г-н Сафонов. – А остальная продукция как дорожала, так и дорожает. Чтобы давать прогнозы на 5–7 лет вперед, нужно ставить конкретные задачи качественного и системного снижения инфляционных рисков, учитывать в том числе и форс-мажорные обстоятельства, такие, как, например, засуха 2010 года. Тогда о чем-то можно будет рассуждать серьезно, но пока об этом говорить не приходится».

"