Posted 14 ноября 2006,, 21:00

Published 14 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Лимит на гастарбайтеров

Лимит на гастарбайтеров

14 ноября 2006, 21:00
Вчера премьер Михаил Фрадков подписал постановление о выдаче квот трудовым мигрантам в 2007 году. На законном основании в РФ смогут работать 308 тыс. 842 иностранца – почти на 30 тыс. меньше, чем в этом году. Впрочем, большинства наших бывших соотечественников эти лимиты не касаются. Да и само квотирование, по мнению с

По закону основанием для предоставления квот являются заявки от регионов. Удовлетворяются они не полностью: в начале каждого года правительство распределяет между субъектами РФ квоты из уже принятых «лимитов». Нынешнее снижение квот, полагают специалисты, связано с объявленным властями курсом на приоритет коренного населения России и на рынке труда, и в сфере торговли. Это, впрочем, противоречит более либеральному порядку въезда трудовых мигрантов на территорию страны, который был принят Госдумой в июле и должен вступить в действие в начале будущего года. Сокращение числа въезжающих – это, уверены эксперты, и практическая реализация озвученного Федеральной миграционной службой намерения ужесточить визовый режим с Грузией. Напомним, срок безвыездного пребывания грузинских граждан в России станет в 2 раза меньше – 90 дней. Кроме того, предполагается отменить все квоты на их работу и проживание в РФ.

Примечательно и то, что на 2006 год количество квот не срезали, а увеличивали на 110 тыс. Сами же «лимиты» выдаются только для граждан тех стран, что имеют визовой режим с Россией. Безвизовый же режим действует у нас со всеми бывшими республиками, за исключением стран Балтии, Грузии и Туркмении. Так что «тбилисский след» угадывается вполне отчетливо. Как рассказала «НИ» эксперт Международной организации по миграции Галина Витковская, «снижение квот отражает также приоритет миграции из стран бывшего СССР по сравнению с дальним зарубежьем. Все-таки большинство мигрантов оттуда знают русский язык, так что с точки зрения интеграции их в общество это вполне понятно». Сейчас значительный рост миграции, по оценке г-жи Витковской, происходит из Узбекистана, страдающего от аграрного перенаселения.

Вместе с тем эксперт отметила, что в ближайшее время квоты, вероятно, снова будут увеличиваться. «Трудовой ресурс стран СНГ практически исчерпан, и Узбекистан – единственное исключение. Так что ожидать резкого усиления притока мигрантов из Закавказья, Украины или Средней Азии не стоит – там просто больше некому к нам ехать». Специалисты считают, что уменьшение квот в наибольшей степени затронет Китай как главного за пределами СНГ поставщика рабочей силы в Россию. От этого пострадают дальневосточные регионы. «Сейчас на каждый из трех крупнейших субъектов Дальнего Востока – Приморский и Хабаровский края, а также Амурскую область – приходится по 70–80 тыс. китайских иммигрантов», – рассказала г-жа Витковская.

Тем не менее от более жесткого квотирования серьезных изменений на рынке труда не ожидается. Квоты в любом случае затрагивают отнюдь не большинство приезжающих в Россию мигрантов. «О чем тут можно говорить, если квот выделяется на 300 тыс. рабочих мест, а одних китайцев у нас живет 400–450 тыс.? – интересуется Галина Витковская. – Квотированием миграцию регулировать нереально в принципе. В целом же количество мигрантов в России оценивается в 5–14 млн. человек, из коих только 700 тыс. стоят на официальном учете». По словам заместителя завкафедрой народонаселения МГУ Ирины Ивахнюк, квотирование в полной мере не может отразить и потребностей рынка труда. «В отдельных регионах квоты недобираются, в то время как, например, Москва, превышает их в несколько раз. К тому же пользуются ими часто совсем в других целях», – подчеркнула эксперт.

"