Posted 15 октября 2018, 14:35
Published 15 октября 2018, 14:35
Modified 7 марта, 16:33
Updated 7 марта, 16:33
Помимо собственно бюджетных денег создание ледоколов финансируется корпорацией "Роснефть", заинтересованной в появлении современных ледоколов для освоения нефтяных месторождений в Заполярье. Так как бюджетное финансирование предполагается только с 2020 года, чтобы успеть уложиться в заявленные сроки, "Роснефть" даёт аванс верфи на 3,5 млрд рублей для оплаты создания рабочей конструкторской документации ледокола. Она среди прочего предполагает завершение создания реакторной установки "Ритм-400", в том числе разработку её активной зоны.
"Преимущество России по ледокольному сопровождению на Севморпути сохраняется, - говорит в интервью изданию "Экономика сегодня" директор Центра экономики Севера и Арктики, профессор и доктор географических наук Александр Пилясов. - Более того, мы остаемся монополистом в арктическом мире, обладая надежным и мощным ледокольным флотом, но он стремительно устаревает. Еще с 1990-х годов выражалась озабоченность, озвучивались идеи по плавной модернизации российского ледокольного флота. В результате продления ресурса нам удалось продлить использование ледоколов на 15-20 лет, но сейчас без процесса радикальной модернизации обойтись уже не удастся".
В "Атомфлоте" также говорят, что даже продленный ресурс использующихся сегодня ледоколов "Ямал", "Вайгач" и "Таймыр" исчерпан, и потому у России может скоро остаться всего четыре атомных ледокола. А им есть для кого колоть льды - только "Новатэк" планирует увеличить поставки своего сжиженного природного газа (СПГ) к 2026 году по Севморпути до 43 млн тонн. Пока же по Севморпути перевозится "всего" 6 млн тонн грузов в год.
"В советские годы драйвером Севморпути была работа "Норильского никеля" и под него прорабатывалась круглогодичная навигация, - продолжает Александр Пилясов. - Сейчас в приоритете энергетические проекты, в первую очередь в области СПГ, и строительство новых ледоколов здесь выглядит вполне оправданным. Ресурсной базой выступает Ямал, где активно развивается производство СПГ, но в перспективе будут развиваться и другие месторождения в Арктике, например Баимское месторождение на Чукотке.
Стоит учитывать здесь и амбиции Китая. Пока мы рассуждаем про ледокольный флот, он продолжает реализовывать свою собственную программу, чтобы в перспективе использовать их для транспортировки грузов по Севморпути. Именно поэтому крайне важно реализовывать такие проекты как "Лидер", а также всячески способствовать сохранению и формирования новых инженерных школ, которые специализируются на строительстве ледоколов с уникальными компетенциями".