Posted 14 октября 2003,, 20:00

Published 14 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

То густо, то пусто

То густо, то пусто

14 октября 2003, 20:00
Вчера комиссия Совета Федерации по налоговой политике попыталась разобраться со странной ситуацией с поступлениями бензиновых акцизов в дорожные фонды регионов: разница в сборах между субъектами РФ достигла 147 тысяч раз! В результате одни регионы с трудом переваривают хлынувшие на них средства, а в других дорожные стр

Как сообщил «Новым Известиям» заместитель генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами Валерий Мосалов, в 2002 году региональные дорожные фонды получили около 150 млрд. рублей налогов за пользование дорогами. С 1 января 2003 года этот налог был отменен, а взамен дорожные фонды стали получать часть бензиновых акцизов. Но если в целом по России поступления в дорожные фонды с этих акцизов идут хорошо, то по отдельным регионам – не очень. В проигрыше оказались те субъекты РФ, где нет нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Или где местные власти не смогли завлечь к себе нефтяные компании, чтобы те со своей зарегистрированной здесь деятельности платили бы весомые акцизы. В результате в бюджетах многих российских регионов появились огромные дыры (а это значит, что местные власти лишились возможности строить и ремонтировать дороги).

Действительно, по данным Министерства по налогам и сборам, за 9 месяцев 2003 года дорожные фонды получили 36 млрд. рублей из собранных 60 млрд. рублей бензиновых акцизов (40% этих налогов уходит в федеральный бюджет). Однако более 80% поступлений осело всего лишь в 25 субъектах РФ. Особенно «отличились» Москва (15% от бензиновых региональных доходов), Башкирия (11%) и Омская область (8%). То есть те регионы, где есть НПЗ и где активно действуют нефтяные компании.

Замминистра по налогам и сборам Наталья Аристархова, выступая вчера в Совете Федерации, заявила, что действующую систему сбора акцизов на нефтепродукты отменять не стоит, поскольку участники топливного рынка России этот налог выплачивают хорошо. Хотя и желательно перераспределить по регионам поступления в дорожные фонды. В то же время г-жа Аристархова признала: если раньше МНС приходилось работать с 70 налогоплательщиками на топливном рынке, то теперь – с 2 тысячами. Тем не менее налоговики увеличить свои штаты не требуют.

Однако сенатор от Нижегородской области Иван Бедняков разрушил благостную картину, нарисованную Натальей Аристарховой. Он заявил, что проблема поступления бензиновых акцизов для большинства регионов является не просто острой, а сверхострой. Г-н Бедняков напомнил, что еще 11 июня Владимир Путин наложил такую резолюцию на обращении нижегородского губернатора Геннадия Ходырева с просьбой отменить нынешнюю систему сбора нефтяных акцизов и вернуться к старой: «М. Касьянову, А. Кудрину, Г. Грефу, А. Волошину. Прошу оперативно отреагировать. Видимо, ранее принятые решения не работают, и их необходимо срочно изменить» .

Сенатор считает, что попытки налоговиков гоняться за промежуточными участниками топливного рынка (за нефтебазами и оптовыми посредниками) оказались безуспешными, поэтому надо вернуться к взиманию акцизов на НПЗ (как это делалось в 2002 году). Представитель Минфина – теперь основного, похоже, игрока на поле бензиновых налогов – вчера в Совете Федерации так и не появился. Возможно, поэтому комиссия СФ по налоговой политике пока не приняла решения: то ли сразу готовить парламентский запрос на имя премьер-министра, то ли ограничиться письмами в адрес МНС, Минфина и Минэкономразвития с просьбой сообщить позиции ведомств.

В то же время, по информации «Новых Известий», Минфин сейчас срочно разрабатывает «справедливую» схему распределения акцизов на бензин и солярку. Федеральный бюджет, как и раньше, получит 40% доходов. В регионах, в распоряжении дорожных фондов, оставят первоначально не 60%, как прежде, а лишь 10% от поступивших доходов от сбора акцизов. Зато 50% акцизов, собранных в регионах, начнут поступать в казначейство Минфина, на специальный счет. И затем распределяться по субъектам РФ – пропорционально числу зарегистрированных здесь автовладельцев и протяженности местных дорог.

По мнению исполнительного директора Российского топливного союза (РТС) Григория Сергиенко, в МНС и Минфине вполне довольны тем, что теперешние сборы топливных акцизов возросли вдвое по сравнению с 2002 годом. Надо лишь эти средства более равномерно распределить между регионами. Радость чиновников МНС и Минфина объясняется, по словам г-на Сергиенко, очень просто. В 2003 году налоговикам удалось наконец-то заставить многие нефтяные компании отказаться от использования так называемой байконурской схемы. Ранее НПЗ, входящие в состав нефтяных компаний, для ухода от уплаты налогов сдавали в аренду свое оборудование фирмам, зарегистрированным на территории г. Байконур. Последние становились вместо НПЗ собственниками нефтепродуктов и акцизы по ним не уплачивали, поскольку имели соответствующее законодательное освобождение.

Однако и подкорректированной Минфином системой многие, похоже, останутся недовольны. Каждый регион, у которого нет НПЗ, получит крохи от «размазанных» по всем 89 субъектам РФ дополнительных акцизных денег. А регионы с «собственными» НПЗ почувствуют себя обделенными по сравнению со вчерашними и сегодняшними дорожными средствами.



"