Posted 14 сентября 2005,, 20:00

Published 14 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Ресторан, баня и книжный магазин

Ресторан, баня и книжный магазин

14 сентября 2005, 20:00
Представители среднего класса уже давно предпочитают кино и рестораны театрам и концертам, зато не отказываются от таких традиционных для России форм досуга, как поход в баню или прогулка в парке. Об этом говорят результаты очередного опроса ROMIR Monitoring. Эксперты добавляют: несмотря на то, что в РФ чтение книг уже

Для определения вкусов и пристрастий среднего класса специалисты ROMIR устраивают опросы среди пользователей Интернета. «Это наиболее активная, продвинутая часть населения, в основном это молодые люди со средним или высшим образованием, приличным доходом, – говорится в заявлении холдинга. – Поэтому можно говорить о том, что мнение и стиль жизни интернетчиков во многом репрезентируют средний класс». Последнее исследование ROMIR Monitoring показало, что самыми любимыми видами отдыха для 59% респондентов является посещение кинотеатров, столько же участников опроса регулярно ходят в бары, рестораны и кафе. Прогулки в парках, а также периодическое посещение ночных клубов составляют досуг 29% опрошенных. Каждый четвертый представитель среднего класса регулярно ходит в баню или сауну, играет в боулинг, посещает музеи. Театралов и меломанов среди наших состоятельных соотечественников оказалось не очень много – эти виды досуга получили 20% и 15% соответственно. И сколько бы ни говорили о том, что массаж и стрижка – лучший способ расслабиться, россияне в это не очень верят. В регулярном посещении салонов красоты признались только 14% респондентов.

Среди других видов развлечений участники опроса назвали фитнес-клубы, посещение шоу-программ, модных показов, поездки за рубеж, походы в игорные заведения, игру в пейнтбол.

Независимые эксперты, впрочем, отметили, что этот опрос не в полной мере отражает предпочтения среднего класса в области развлечений. «Средний класс в России очень неоднороден – в нем можно выделить множество групп, различающихся по возрасту, уровню доходов, образования, – заявил «НИ» сотрудник Института социологии РАН Михаил Черныш. – Поэтому нельзя сказать, что весь наш средний класс поголовно сидит в бане или ресторане. К примеру, значительная часть состоятельных людей старше 35 лет гораздо чаще посещает выставки и театры, нежели боулинг. К тому же в этом опросе совершенно не отражено такое популярное хобби, как чтение. Россия хоть и не является больше самой читающей страной, но в отличие от среднего класса западных стран у нас еще сильно развита эта привычка, причем среди представителей среднего класса в гораздо большей степени, нежели в других прослойках общества». Что же касается того, в чем мы похожи с европейцами, так это по части любви к «выходам в свет». «Сейчас большинство обеспеченных граждан предпочитают отмечать праздники или просто встречаться с друзьями в кофейнях, барах, – продолжает господин Черныш. – Личное жилье перестало быть центром торжеств».

Что касается трат среднего класса на развлечения, то свежих официальных данных на этот счет нет, однако, по мнению специалистов, эта сумма может составлять от 5% до 30% от уровня дохода, в зависимости от возраста, уровня образования и семейного положения.




Критерий достатка в России в десять раз ниже, чем во всем мире

"