Posted 14 сентября 2004,, 20:00

Published 14 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Шанхайский миф

14 сентября 2004, 20:00
Вчера в Москве прошли переговоры министров торговли стран Шанхайской организации сотрудничества. Речь шла о взаимных инвестициях в энергетические проекты, а также о создании интернет-сайта для «улучшения обмена мнениями». Как удалось выяснить «НИ», «мнения» по поводу приобретения китайцами нефтяных активов в РФ раздели

Вчера в Министерстве экономразвития и торговли министры государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), отвечающие за внешнеторговую деятельность, совещались по вопросам развития многостороннего сотрудничества. Напомним, что в ШОС входят шесть государств – Россия, Казахстан, Китай, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Хотя вчера на встрече министры стран-участниц согласовали и введение единых таможенных пошлин, и ряд потенциально интересных инвестиционных проектов в сфере энергетики и телекоммуникаций, все же главные новости дня касались российско-китайских отношений.

Китай, чья экономика развивается бурными темпами, заинтересован в стабильных поставках нефти на свой рынок. Чего после известных событий с ЮКОСом, активным поставщиком «черного золота» на китайский рынок гарантировать никто уже не может. Условия, позволяющие соблюсти стабильность поставок нефти в Китай, о чем существует договоренность между правительствами РФ и КНР, – это продажа нефтяных активов опальной российской компании китайским властям или невмешательство государства в хозяйственные дела ЮКОСа. Последнее вряд ли возможно. Между тем вчера, отвечая на вопрос о возможном участии Шанхайской национальной нефтегазовой корпорации в приобретении российских нефтяных активов, заместитель министра коммерции КНР Чжан Чжинган, фактически ушел от ответа: «Мне пока неизвестно, будут ли китайские предприниматели участвовать в приобретении российских нефтяных активов. Это право китайских предпринимателей, это должны решать они».

Еще более дипломатичным был глава МЭРТ Герман Греф. Он отметил, что программа приватизации охватывает широкий спектр отраслей. И если кто-либо из китайских предприятий проявляет интерес к российской компании, то это их частное дело. При этом глава МЭРТ добавил, что российские предприятия также интересуются программами приватизации стран – членов ШОС.

Тем не менее результат переговоров нам удалось узнать инстанцией выше. Источник «НИ» в Белом доме утверждает, что «китайцам уже единожды отказано» и свою позицию Россия вчера не изменила. Видимо, именно этим неангажированным фактом можно объяснить обтекаемые заявления министров торговли двух стран, которые были сделаны по итогам переговоров в рамках ШОС.

Еще более туманной стала судьба переговоров по ВТО с Китаем, хотя формально в повестке дня она не фигурировала. Однако в рамках многосторонних встреч этот вопрос как россияне, так и китайцы, все время поднимают. Вчера глава департамента торговых переговоров МЭРТ Максим Медведков выразил уверенность в том, что до конца 2004 года Россия благополучно завершит большинство двусторонних переговоров. Но, судя по всему, китайцев уговорить не удалось.

В сентябре 2004 года должны состояться российско-китайские переговоры по ВТО. «Я пока не знаю, чем они завершатся», – сказал Медведков. Так что «тесное» сотрудничество в рамках ШОС, о котором постоянно подчеркивают чиновники всех шести государств, скорее миф, чем реальность.

"