Posted 14 сентября 2003,, 20:00

Published 14 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

По усам течет

14 сентября 2003, 20:00
Международные перевозчики по-прежнему игнорируют Россию

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге состоялась 3-я Международная евроазиатская конференция по транспорту. Минтранс России не уставал на этой конференции рекламировать уникальное географическое положение нашей страны. Однако путь от границ с Казахстаном до Санкт-Петербурга, который является «окном в Европу», не привлекает мировых перевозчиков. И грузы по-прежнему «текут» через Суэцкий канал.

Глава Минтранса Сергей Франк, открывая петербургскую конференцию, заявил, что «это не бизнес-переговоры и не место, где подписывают контракты, а место для серьезной работы». К сожалению, он оказался прав: никаких контрактов по реализации инвестиционных проектов подписано не было. И добиться главной цели – привлечь хотя бы часть международных грузопотоков на территорию РФ – Минтрансу опять не удалось.

Правда, небольшие и ни к чему не обязывающие документы были все же подписаны. Например, было объявлено о присоединении Белоруссии и Казахстана к международному автотранспортному коридору (МТК) «Север – Юг», проходящему из Индии через территории Ирана и России в страны Северной Европы. Это означает, что все страны – члены проекта, обязуются все свои грузы в контейнерах направлять через этот коридор (что хорошо, поскольку Россия получит транзитные сборы за провозку грузов по своей территории). Кроме того, участниками проекта МТК «Север – Юг» изъявили желание стать главы транспортных ведомств Армении, Сирии, Омана и Таджикистана. Но когда именно это произойдет, до сих пор не ясно.

Так что Минтрансу в этой ситуации оставалось все усилия направить на одно – на то, чтобы сохранить «хорошую мину при плохой игре». Что и было сделано. Министр транспорта Сергей Франк с удовлетворением констатировал, что «все более и более нарастает «понимание неизбежности коридора из Европы в Азию» и что «традиционный путь между ними по морю не является единственным». Он имел в виду следующее: до сих пор грузы, следующие из Азии в Европу и обратно, перевозятся морским транспортом через Суэцкий канал. Между тем перевозить грузы по суше – в 2 раза быстрее и дешевле. Россия благодаря своему уникальному географическому положению могла бы предоставить территорию для транзита этих грузов. За это она получала бы доходы в бюджет, а перевозчики могли бы экономить деньги (перевозка одного контейнера по коридору «Север – Юг» обходится на 200 долл. дешевле по сравнению с традиционным морским путем)

Но эти выгоды перевозчики до сих пор не могут оценить по ряду банальнейших причин. Дело в том, что в России нет никаких условий для того, чтобы грузы проходили по ее территории быстро и без потерь. Кроме того, в РФ слишком велики портовые сборы за проводку судов в портах. И все попытки Минтранса РФ привлечь хотя бы несколько процентов грузопотока из Азии в Европу и обратно проваливались.

В самом министерстве считают, что без серьезной финансовой поддержки устранить замечания международных перевозчиков и создать хорошие условия для транзита грузов не удастся. Этой теме будет посвящено октябрьское заседание Госсовета при президенте РФ, на котором будет заслушан проект программы транспортной стратегии России на период до 2020 года. По словам Сергея Франка, проект модернизации транспортной системы РФ оценивается в 15 млрд. долларов.

"