Posted 14 августа 2011,, 20:00

Published 14 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:09

Updated 8 марта, 06:09

Улетели на небеса

14 августа 2011, 20:00
В пятницу Ростуризм сообщил, что туроператор Skytour заявил о невозможности выполнения своих обязательств по всем оплаченным ранее турам. Сегодня телефоны компании молчат, но на ее сайтах клиентам все еще предлагают отправиться на дальние зарубежные курорты хоть 23 августа. Гражданская ответственность фирмы застрахован

Туроператор Skytour работает на рынке пять лет. У него по стране около 200 офисов. Сама о себе фирма охотно сообщала, особенно подчеркивая важную информацию: «Мы впервые на российском туристическом рынке гарантируем своим партнерам и туристам безоговорочное исполнение своих обязательств и туристических услуг без возможности одностороннего изменения их параметров и свойств после согласования с туристом. Поэтому сегодня мы являемся единственным туроператором, чья надежность и качество гарантированы Общественной организацией защиты прав туристов».

Однако 8 августа Ростуризм вычеркнул сведения о Skytour из Единого федерального реестра туроператоров и занялся проведением работ по оказанию содействия в возмещении ущерба пострадавшим.

Сколько их – сказать пока сложно. Известно только, что жалобы от пострадавших клиентов уже поступили из Краснодара, Ижевска, Смоленска и Петрозаводска. География, как видим, обширная. Туроператор предлагал путевки в Европу и Азию.

Пока, по данным Ростуризма, ущерб выявлен на сумму чуть более 2 млн. руб., однако после официального объявления государства жалоб наверняка станет гораздо больше. Гражданская ответственность фирмы застрахована на сумму 30 млн. руб. Это 1 млн. долларов. По информации с сайта Skytour, который все еще активно предлагает поездки, путевки на популярные курорты Таиланда стоят около 1,1 тыс. долларов, а на Кипр – около 600. Таким образом, чтобы уложиться в «зеленый» миллион, количество претензий не должно превышать 4–5 для каждого офиса. Вряд ли туроператор реализовывал путевок меньше.

«Хорошо, что эта фирма была застрахована до 9 сентября 2011 года на 30 млн. руб. у авторитетного страховщика, – сообщил «НИ» вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. – То же самое можно сказать и о многопрофильной турфирме «Лужники Тревел», обанкротившейся на днях».

По словам г-на Горина, от банкротства этой компании клиенты пострадали на сумму около 15 млн. руб., а страховала «Лужники Тревел» свою деятельность на 30 млн. «Сейчас у компании пока удалось отсудить 4 млн. руб. на возмещение, – говорит он. – Но на самом деле сумма ущерба намного превышает названную. Во-первых, у компании есть ряд зарубежных партнеров, где речь идет уже о 700 тыс. долларов, во-вторых, у них был кредит в банке».

Как заявляет эксперт, «Лужники Тревел» были туроператором капитал-класса, его услугами чаще пользовались организации, а Skytour специализировался на рядовых гражданах». «Потому и урон от Skytour не так велик, как от «Лужников Тревел», у которых сейчас уже около 300 пострадавших», – полагает г-н Горин. По его сведениям, у «небесной» фирмы было не 200 офисов, а 68. «Те, кто сейчас находится за рубежом по путевкам от «Лужников», могут сталкиваются чаще всего с препятствиями при заселении в гостиницу, которая требует повторной оплаты проживания. Проблем с вылетом обычно не возникает», – успокоил эксперт.

Наш собеседник замечает, что «сейчас вообще прошла череда банкротств турфирм, и это касается не только России, а всего мира». «Например, в Англии за последнее время прогорели четыре крупных туроператора, – сообщил г-н Горин. – Говоря о России, нужно отметить, что 7 лет назад по стране насчитывалось около 8 тыс. турфирм, сейчас их количество сократилось до 3 тыс., но это естественный процесс выживания более сильных фирм, так как предложения раньше сильно превышали спрос».

По оценке специалиста, причиной большинства банкротств является неправильное планирование экономики фирмы. «Компании создавали финансовые пирамиды, брали заемы у банков, вели демпинговую политику. Например, в последнее время многие турфирмы продавали путевки в Грецию за 150 евро, когда один только перелет стоит около 300, разницу оплачивали кредитом, взятым у банка, который заинтересован в крупных денежных оборотах. Понятно, что такая шаткая система долго держаться не может и рано или поздно должна рухнуть», – рассказал «НИ» Дмитрий Горин. По его словам, «сейчас сложилось так, что Skytour вычеркнута из федерального реестра, а «Лужники Тревел» пока что нет. Это говорит о пробелах в законодательстве о туризме. Сейчас рассматриваются поправки в закон, и мы настаиваем на том, чтобы первым критерием исключения фирмы из реестра было хотя бы одно выигранное судебное дело против нее».

БАНКРОТСТВО ТУРФИРМ. ХРОНИКА ОДНОГО ГОДА

Август-2011. Туроператор «Лужники Тревел» перестал отправлять туристов за рубеж, а спустя три дня объявил на своем сайте о приостановке туроператорской деятельности. Руководители компании оценили нанесенный своим клиентам ущерб в 15 млн. руб.
Апрель-2011. Компания «Сизонс», туроператор по Таиланду, работающий с середины 1990-х годов, информировала о невозможности выполнения обязательств перед третьими лицами в связи с отсутствием средств для расчетов с контрагентами. На тот момент путевки в Таиланд у нее приобрели около 30 туристов. Всего «Сизонс» не выполнила условия по 14 договорам на сумму около 1,2 млн. руб.
Ноябрь-2010. Заблокированы банковские счета крупного туроператора «Капитал тур». Компания объявила о трудностях с исполнением своих обязательств. За рубежом на момент приостановки ее деятельности находились более 8 тыс. клиентов. В апреле 2011 года суд признал обоснованным заявление компании о собственном банкротстве. Ее общая задолженность составляет 1,576 млрд. руб.
Август-2010. В Санкт-Петербурге прекратило свою деятельность агентство «Эллада-тур». По словам пострадавших клиентов, директор турфирмы сообщила им по телефону, что агентство обанкротилось. Она пообещала, что напишет расписку и вернет деньги, но не раньше, чем через год.
Август-2010. Работавшая 12 лет на рынке туристическая компания «Август» из Санкт-Петербурга прекратила свою деятельность, собрав деньги с клиентов. Общая сумма ущерба – около 3 млн. руб.
По материалам РИА Новости

"